Обработка и анализ полученных результатов по методике
Страница 1

Статьи по психологии » Психологические особенности изучения спортивного характера » Обработка и анализ полученных результатов по методике

На основании факторного анализа можно выделить следующие группы спортивно-волевых качеств:

· выдержанный, терпеливый, благоразумный;

· ответственный, обязательный;

· ведущий, деловой, способный, сильный, инициативный, деятельный, влиятельный, дальновидный;

· самоуправляемый, надежный, здравомыслящий, думающий; www.pinfos.ru

· целеустремленный, упорный, уверенный, решительный, самостоятельный;

· внимательный, собранный, несгибаемый, непоколебимый;

· твердый, боевой, стойкий, свободный, настойчивый;

· активный, жизнедеятельный, энергичный, оптимистичный.

Рассмотрим более внимательно пятую группу качеств, так как в нее входят три показателя, наиболее часто выбираемые испытуемыми в качестве характеризующих спортивно-волевого человека, и еще два занимающие место в первой десятке.50% испытуемых выбрали целеустремленность, уверенность и решительность, 45% - упорство и 40% - самостоятельность. Дополнительный корреляционный анализ показал, что в этой группе теснее связаны друг с другом такие качества, как решительный и уверенный. Остальные три существуют в рамках фактора как относительно обособленные, при несколько большей близости между собой целеустремленности и упорства [15, с.172].

Таким образом, можно представить следующим предварительный список спортивно-волевых качеств, выделенных на основе семантического сходства: 1) выдержка; 2) ответственность; 3) инициативность (лидерство); 4) целеустремленность (упорство); 5) решительность (уверенность); 6) самостоятельность (независимость); 7) внимательность (собранность); 8) настойчивость (стойкость); 9) энергичность (активность).

Можно сказать, что обыденные представления о спортивно-волевых качествах личности довольно широки и включают такие особенности, которые в психологии не относятся к волевым проявлениям, однако факторизация выявляет структуру, вполне сопоставимую с теоретическими представлениями о спортивно-волевых качествах.

По результатам факторного анализа черт безвольного человека можно выделить следующие группы качеств:

1) бесхарактерный, нерешительный, слабохарактерный, неуверенный, колеблющийся, сомневающийся;

2) податливый, уступчивый, доверчивый, безотказный, ведомый;

3) пассивный, безынициативный, ленивый, бездеятельный;

4) бессильный, депрессивный;

5) безуспешный, бесправный, наивный, мягкотелый, беспомощный;

6) зависимый, несамостоятельный, управляемый, повинующийся; 7) ненадежный, безответственный, ветреный, безалаберный;

8) ненастойчивый, малосильный, невыносливый, нестойкий, слабый, слабосильный [15, с.173].

Таким образом, можно назвать следующие характеристики безвольного человека: 1) нерешительность (неуверенность); 2) уступчивость (ведомость); 3) безынициативность (бездеятельность); 4) депрессивность (бессилие); 5) беспомощность (безуспешность); 6) несамостоятельность (зависимость); 7) безответственность (ненадежность); 8) ненастойчивость (невыносливость).

В спортивной психологической литературе, как правило, не приводятся качества безвольного человека. Предполагается, что у безвольного отсутствуют качества спортивно-волевого человека или имеются противоположные качества. Если рассматривать проблему таким образом, то можно сказать, что житейские представления о безвольном человеке во многом совпадают с психологическими. Например, качества безвольного человека, по С.Л. Рубинштейну, будут выглядеть следующим образом: безынициативность, зависимость (несамостоятельность), нерешительность, низкая энергичность, ненастойчивость, отсутствие выдержки (самоконтроля, самообладания). Некоторые качества, выделяемые С.Л. Рубинштейном, полностью совпадают с выявленными эмпирически (безынициативность, несамостоятельность, нерешительность, ненастойчивость), другие сходны по содержанию (низкая энергичность и бессилие).

Из сравнения эмпирически выделенных характеристик безвольного и спортивно-волевого человека видно, что они часто являются зеркальными отражениями друг друга (ответственность - безответственность, решительность - нерешительность, самостоятельность - несамостоятельность, настойчивость - ненастойчивость) [15, с.174].

Инициативность в качествах спортивно-волевого человека сочетается с лидерством. В характеристиках безвольного эти качества разделены по разным факторам. В списке волевых качеств не фигурируют антиподы таких качеств, как депрессивность и беспомощность. Можно сказать, что изучение проявлений безвольности делает подход более симметричным и позволяет дополнить картину спортивно-волевых особенностей личности.

На основе выделенных черт был разработан опросник для диагностики спортивно-волевых качеств личности (СВК). [См. приложение 1].

В опроснике СВК постарались учесть большинство из выделенных характеристик спортивно-волевого человека. Не получил отдельного названия такой фактор, как ведомость, который выделился как самостоятельный при факторизации прилагательных - характеристик безвольного человека. При факторизации волевых качеств этот параметр вошел в фактор инициативности и в опроснике он учтен в соответствующей шкале. В опроснике не был учтен фактор беспомощности и безуспешности, так же выделившийся как отдельный при факторизации качеств безвольного человека, по той причине, что трудно рассчитывать на искренние ответы на эту тему.

Страницы: 1 2


Общая классификация проективных методик
Как в литературе по психометрическим тестам, так и в литературе по проективным методикам можно встретить разные классификации этих методов. Приведенная классификация наиболее полно охватывает диапазон проективных методик. Проективные методики подразделяются на: Конститутивные, где необходимо структурировать предлагаемые стимулы, надел ...

Эволюция психических особенностей человека
По мере снижения действия естественного отбора возрастало количество особей с самыми разнообразными вариантами нервной системы: от «традиционно» сильных, жестких до слабых, тонких, «чутких». Общим же недостатком была сильная инертность нервных процессов, медлительность в переходах от активности к торможению и наоборот. В противоположнос ...

Основные причины неподготовленности детей к школьному обучению.
Психологическая готовность к школьному обучению – это многокомплексное явление, при поступлении детей в школу часто выявляется недостаточная сформированность какого-либо одного компонента психологической готовности. Это ведет к затруднению или нарушению адаптации ребенка в школе. Условно психологическую готовность можно разделить на уче ...