Обработка и анализ полученных результатов по
методикеСтраница 1
На основании факторного анализа можно выделить следующие группы спортивно-волевых качеств:
· выдержанный, терпеливый, благоразумный;
· ответственный, обязательный;
· ведущий, деловой, способный, сильный, инициативный, деятельный, влиятельный, дальновидный;
· самоуправляемый, надежный, здравомыслящий, думающий;
· целеустремленный, упорный, уверенный, решительный, самостоятельный;
· внимательный, собранный, несгибаемый, непоколебимый;
· твердый, боевой, стойкий, свободный, настойчивый;
· активный, жизнедеятельный, энергичный, оптимистичный.
Рассмотрим более внимательно пятую группу качеств, так как в нее входят три показателя, наиболее часто выбираемые испытуемыми в качестве характеризующих спортивно-волевого человека, и еще два занимающие место в первой десятке.50% испытуемых выбрали целеустремленность, уверенность и решительность, 45% - упорство и 40% - самостоятельность. Дополнительный корреляционный анализ показал, что в этой группе теснее связаны друг с другом такие качества, как решительный и уверенный. Остальные три существуют в рамках фактора как относительно обособленные, при несколько большей близости между собой целеустремленности и упорства [15, с.172].
Таким образом, можно представить следующим предварительный список спортивно-волевых качеств, выделенных на основе семантического сходства: 1) выдержка; 2) ответственность; 3) инициативность (лидерство); 4) целеустремленность (упорство); 5) решительность (уверенность); 6) самостоятельность (независимость); 7) внимательность (собранность); 8) настойчивость (стойкость); 9) энергичность (активность).
Можно сказать, что обыденные представления о спортивно-волевых качествах личности довольно широки и включают такие особенности, которые в психологии не относятся к волевым проявлениям, однако факторизация выявляет структуру, вполне сопоставимую с теоретическими представлениями о спортивно-волевых качествах.
По результатам факторного анализа черт безвольного человека можно выделить следующие группы качеств:
1) бесхарактерный, нерешительный, слабохарактерный, неуверенный, колеблющийся, сомневающийся;
2) податливый, уступчивый, доверчивый, безотказный, ведомый;
3) пассивный, безынициативный, ленивый, бездеятельный;
4) бессильный, депрессивный;
5) безуспешный, бесправный, наивный, мягкотелый, беспомощный;
6) зависимый, несамостоятельный, управляемый, повинующийся; 7) ненадежный, безответственный, ветреный, безалаберный;
8) ненастойчивый, малосильный, невыносливый, нестойкий, слабый, слабосильный [15, с.173].
Таким образом, можно назвать следующие характеристики безвольного человека: 1) нерешительность (неуверенность); 2) уступчивость (ведомость); 3) безынициативность (бездеятельность); 4) депрессивность (бессилие); 5) беспомощность (безуспешность); 6) несамостоятельность (зависимость); 7) безответственность (ненадежность); 8) ненастойчивость (невыносливость).
В спортивной психологической литературе, как правило, не приводятся качества безвольного человека. Предполагается, что у безвольного отсутствуют качества спортивно-волевого человека или имеются противоположные качества. Если рассматривать проблему таким образом, то можно сказать, что житейские представления о безвольном человеке во многом совпадают с психологическими. Например, качества безвольного человека, по С.Л. Рубинштейну, будут выглядеть следующим образом: безынициативность, зависимость (несамостоятельность), нерешительность, низкая энергичность, ненастойчивость, отсутствие выдержки (самоконтроля, самообладания). Некоторые качества, выделяемые С.Л. Рубинштейном, полностью совпадают с выявленными эмпирически (безынициативность, несамостоятельность, нерешительность, ненастойчивость), другие сходны по содержанию (низкая энергичность и бессилие).
Из сравнения эмпирически выделенных характеристик безвольного и спортивно-волевого человека видно, что они часто являются зеркальными отражениями друг друга (ответственность - безответственность, решительность - нерешительность, самостоятельность - несамостоятельность, настойчивость - ненастойчивость) [15, с.174].
Инициативность в качествах спортивно-волевого человека сочетается с лидерством. В характеристиках безвольного эти качества разделены по разным факторам. В списке волевых качеств не фигурируют антиподы таких качеств, как депрессивность и беспомощность. Можно сказать, что изучение проявлений безвольности делает подход более симметричным и позволяет дополнить картину спортивно-волевых особенностей личности.
На основе выделенных черт был разработан опросник для диагностики спортивно-волевых качеств личности (СВК). [См. приложение 1].
В опроснике СВК постарались учесть большинство из выделенных характеристик спортивно-волевого человека. Не получил отдельного названия такой фактор, как ведомость, который выделился как самостоятельный при факторизации прилагательных - характеристик безвольного человека. При факторизации волевых качеств этот параметр вошел в фактор инициативности и в опроснике он учтен в соответствующей шкале. В опроснике не был учтен фактор беспомощности и безуспешности, так же выделившийся как отдельный при факторизации качеств безвольного человека, по той причине, что трудно рассчитывать на искренние ответы на эту тему.
Основные характеристики восприятия
Жизненно важными для субъекта характеристиками окружающих предметов являются их форма, удаленность, скорость их перемещения и расстояние между ними. Если оценка свойств поверхности тел, создаваемых ими возмущений воздушной среды, их химического состава может быть неточной, хотя и верной, то неточная оценка формы предмета и его удаленнос ...
Оценка деловых и личностных качеств менеджера
Необходимость оценки деловых качеств руководителя возникает не только при аттестации либо определении степени соответствия того или ино - го работника занимаемой должности. Она требуется также при формирова - нии резерва руководителей или отборе кандидатур на возникшую вакансию. Для оценки лиц, проработавших на предприятии достаточно пр ...
Волевая готовность.
Определяя личностную готовность ребенка к школе необходимо выявить специфику развития произвольной сферы. Произвольность поведения ребенка проявляется при выполнении требований конкретных правил, задаваемых учителем при работе по образцу. Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих труднос ...