Введение

В последние годы исследования, посвященные семейной проблематике, выделяются в отдельную отрасль психологического знания. Кризис, в котором находится современное общество, определяет состояние психологической атмосферы в семье. Неблагополучная семья – одна из наиболее серьезных угроз психологическому здоровью ее членов. В неблагополучной семье депривируется основная потребность человека – в общении. Изучению особенностей развития общения у детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей посвящено данное исследование.

Неблагополучная семья – дезадаптированная семья, традиционно считается фактором особого риска для становления личности ребенка. А.З. Шапиро определяет семью как открытую систему межличностных взаимодействий, включающую в себя половозрастную и ролевую структуру и призванную с одной стороны защитить индивида от манипулятивных воздействий общества, с другой стороны, приспособить его к жизни в этом обществе, дать средства для нормального функционирования в нем. А.А. Реан выделяет два типа деформации семьи: структурная и психологическая. Структурная деформация – это нарушение структурной целостности семьи, чаще всего связанная с отсутствием одного из родителей. Многочисленные исследования показывают, что ребенок, выросший в неполной семье чувствует себя неполноценным, обделенным. Психологическая деформация связана с нарушениями межличностных отношений в семье, преобладанием отрицательных ценностей, асоциальных установок. В частности, к психологической деформации относят некоторые стили семейного воспитания. Немалую роль в успешной социализации ребенка играют теплота семейных отношений и психологический комфорт ребенка в семье. В неблагополучной семье дети не получают необходимой поддержки, внимания и заботы со стороны родителей.

Объект исследования – дети младшего школьного возраста.

Предмет исследования – возрастная динамика развития общения со взрослыми и сверстниками у детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей.

Цель работы: изучить психологические особенности общения младших школьников из благополучных и неблагополучных семей.

Гипотезы:

1. Младшие школьники из неблагополучных семей преимущественно ориентированы на индивидуальную деятельность и имеют низкий уровень произвольности в общении со взрослыми и сверстниками; младшие школьники из благополучных семей ориентированы на совместную деятельность и владеют собственным общением.

2. Психологическая поддержка детей из неблагополучных семей должна быть направлена на развитие способов сотрудничества с взрослыми и со сверстниками.

Задачи:

1. Проанализировать литературу по теме исследования.

2. Выделить критерии благополучной и неблагополучной семьи.

3. Изучить социально-педагогический паспорт семей младших школьников.

4. Изучить образ благополучной и неблагополучной семьи у детей младшего школьного возраста.

5. Изучить особенности развития общения со взрослыми у младших школьников из неблагополучных и благополучных семей.

6. Изучить особенности развития общения со сверстниками у младших школьников из неблагополучных и благополучных семей.

7. Разработать программу психологической поддержки детей из неблагополучных семей, ориентированную на развитие способов сотрудничества со сверстниками и с взрослыми и опробовать ее на практике.

Методы:

метод наблюдения, естественный эксперимент, проективный метод, формирующий эксперимент. Для анализа полученных данных - методы математической статистики.

Исследовательские методики:

1. Для изучения образа семьи использовался кинетический рисунок семьи, авторы Р. Бернс и С. Кауфман

2. Для изучения особенностей развития общения с взрослыми использовалась экспериментальная методика “Да и нет, не говори”, автор Е.Е. Кравцова.

3. Для изучения особенностей развития общения со сверстниками использовалась модифицированная методика “Клоун”, автор Е.Е. Кравцова и Т.К. Пуртова.

Описание выборки: в исследовании принимали участие дети младшего школьного возраста, обучающиеся во 2А (развивающая система обучения) и 2Б (традиционная система) классов МОУ “средняя школа № 17 г. Новоалтайска”. Возраст детей 8-9 лет, равное количество мальчиков и девочек.


Формирование образов родителей и его влияние на дошкольников в полных и неполных семьях. Понятие «Семья» и ее основные характеристики
В дошкольном детстве фактически складывается личность, самосознание и мироощущение ребенка. Эти процессы определяются общим психическим развитием, формированием новой системы психических функций, где важное место начинают занимать мышление и память ребенка. Теперь он не только ориентируется и действует в плане конкретных сиюминутных сти ...

История социально–психологического тренинга. Различные подходы к классификации социально–психологических тренингов. Из истории социально-психологического тренинга
Первые тренинговые группы («Т-группы», от англ. «Тгаining group») берут свое начало в занятиях лабораторным тренингом под руководством Курта Левина и его коллег. Время возникновения первых Т-групп можно проследить довольно точно: в 1945 г. в Бетеле (США) создается Центр по изучению групповой динамики, где работают специалисты в области ...

Холерический темперамент человека вспыльчивого (des Warmblutigen)
О ком говорят, что он горяч, вспыхивает быстро, как солома, но при уступчивости других скоро остывает. В его гневе нет ненависти, и он любит другого тем сильнее, чем скорее тот ему уступает. — Его деятельность быстра, но непродолжительна. — Он деятелен, но неохотно берет на себя дела именно потому, что у него нет выдержки; вот почему он ...