Введение
В последние годы исследования, посвященные семейной проблематике, выделяются в отдельную отрасль психологического знания. Кризис, в котором находится современное общество, определяет состояние психологической атмосферы в семье. Неблагополучная семья – одна из наиболее серьезных угроз психологическому здоровью ее членов. В неблагополучной семье депривируется основная потребность человека – в общении. Изучению особенностей развития общения у детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей посвящено данное исследование.
Неблагополучная семья – дезадаптированная семья, традиционно считается фактором особого риска для становления личности ребенка. А.З. Шапиро определяет семью как открытую систему межличностных взаимодействий, включающую в себя половозрастную и ролевую структуру и призванную с одной стороны защитить индивида от манипулятивных воздействий общества, с другой стороны, приспособить его к жизни в этом обществе, дать средства для нормального функционирования в нем. А.А. Реан выделяет два типа деформации семьи: структурная и психологическая. Структурная деформация – это нарушение структурной целостности семьи, чаще всего связанная с отсутствием одного из родителей. Многочисленные исследования показывают, что ребенок, выросший в неполной семье чувствует себя неполноценным, обделенным. Психологическая деформация связана с нарушениями межличностных отношений в семье, преобладанием отрицательных ценностей, асоциальных установок. В частности, к психологической деформации относят некоторые стили семейного воспитания. Немалую роль в успешной социализации ребенка играют теплота семейных отношений и психологический комфорт ребенка в семье. В неблагополучной семье дети не получают необходимой поддержки, внимания и заботы со стороны родителей.
Объект исследования – дети младшего школьного возраста.
Предмет исследования – возрастная динамика развития общения со взрослыми и сверстниками у детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей.
Цель работы: изучить психологические особенности общения младших школьников из благополучных и неблагополучных семей.
Гипотезы:
1. Младшие школьники из неблагополучных семей преимущественно ориентированы на индивидуальную деятельность и имеют низкий уровень произвольности в общении со взрослыми и сверстниками; младшие школьники из благополучных семей ориентированы на совместную деятельность и владеют собственным общением.
2. Психологическая поддержка детей из неблагополучных семей должна быть направлена на развитие способов сотрудничества с взрослыми и со сверстниками.
Задачи:
1. Проанализировать литературу по теме исследования.
2. Выделить критерии благополучной и неблагополучной семьи.
3. Изучить социально-педагогический паспорт семей младших школьников.
4. Изучить образ благополучной и неблагополучной семьи у детей младшего школьного возраста.
5. Изучить особенности развития общения со взрослыми у младших школьников из неблагополучных и благополучных семей.
6. Изучить особенности развития общения со сверстниками у младших школьников из неблагополучных и благополучных семей.
7. Разработать программу психологической поддержки детей из неблагополучных семей, ориентированную на развитие способов сотрудничества со сверстниками и с взрослыми и опробовать ее на практике.
Методы:
метод наблюдения, естественный эксперимент, проективный метод, формирующий эксперимент. Для анализа полученных данных - методы математической статистики.
Исследовательские методики:
1. Для изучения образа семьи использовался кинетический рисунок семьи, авторы Р. Бернс и С. Кауфман
2. Для изучения особенностей развития общения с взрослыми использовалась экспериментальная методика “Да и нет, не говори”, автор Е.Е. Кравцова.
3. Для изучения особенностей развития общения со сверстниками использовалась модифицированная методика “Клоун”, автор Е.Е. Кравцова и Т.К. Пуртова.
Описание выборки: в исследовании принимали участие дети младшего школьного возраста, обучающиеся во 2А (развивающая система обучения) и 2Б (традиционная система) классов МОУ “средняя школа № 17 г. Новоалтайска”. Возраст детей 8-9 лет, равное количество мальчиков и девочек.
Темперамент и способности
Темперамент, с одной стороны, как психологическое проявление свойств нервной системы имеет прямое отношение к природной основе характера. С другой стороны, типологические свойства нервной системы имеют не менее близкое отношение к природной основе способностей, к тому, что обычно называется задатками.
Мысль эта высказывалась за посл ...
Основные положения рационально-эмотивной терапии
Основные положения. Создатель метода рационально-эмотивной терапии (РЭТ) Альберт Эллис(р. в 1913 г.) начинал как ортодоксальный психоаналитик, затем обучался под руководством К. Хорни. В 1950-е гг. А. Эллис сформулировал ряд положений, которые легли в основу нового направления в практической психотерапии. Одним из таких положений являет ...
Разработка индикаторов психосоциальных диспозиций
Социальные психологи демонстрируют постоянный интерес к базовым психологическим процессам - процессам, влияющим на широкий и разнообразный спектр социального поведения. Последовав за экспериментальными психологами с их интересом к восприятию, памяти, овладению языком и т.д., социальные психологи сконцетрировались на изучении процессов к ...