Введение

В последние годы исследования, посвященные семейной проблематике, выделяются в отдельную отрасль психологического знания. Кризис, в котором находится современное общество, определяет состояние психологической атмосферы в семье. Неблагополучная семья – одна из наиболее серьезных угроз психологическому здоровью ее членов. В неблагополучной семье депривируется основная потребность человека – в общении. Изучению особенностей развития общения у детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей посвящено данное исследование.

Неблагополучная семья – дезадаптированная семья, традиционно считается фактором особого риска для становления личности ребенка. А.З. Шапиро определяет семью как открытую систему межличностных взаимодействий, включающую в себя половозрастную и ролевую структуру и призванную с одной стороны защитить индивида от манипулятивных воздействий общества, с другой стороны, приспособить его к жизни в этом обществе, дать средства для нормального функционирования в нем. А.А. Реан выделяет два типа деформации семьи: структурная и психологическая. Структурная деформация – это нарушение структурной целостности семьи, чаще всего связанная с отсутствием одного из родителей. Многочисленные исследования показывают, что ребенок, выросший в неполной семье чувствует себя неполноценным, обделенным. Психологическая деформация связана с нарушениями межличностных отношений в семье, преобладанием отрицательных ценностей, асоциальных установок. В частности, к психологической деформации относят некоторые стили семейного воспитания. Немалую роль в успешной социализации ребенка играют теплота семейных отношений и психологический комфорт ребенка в семье. В неблагополучной семье дети не получают необходимой поддержки, внимания и заботы со стороны родителей.

Объект исследования – дети младшего школьного возраста.

Предмет исследования – возрастная динамика развития общения со взрослыми и сверстниками у детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей.

Цель работы: изучить психологические особенности общения младших школьников из благополучных и неблагополучных семей.

Гипотезы:

1. Младшие школьники из неблагополучных семей преимущественно ориентированы на индивидуальную деятельность и имеют низкий уровень произвольности в общении со взрослыми и сверстниками; младшие школьники из благополучных семей ориентированы на совместную деятельность и владеют собственным общением.

2. Психологическая поддержка детей из неблагополучных семей должна быть направлена на развитие способов сотрудничества с взрослыми и со сверстниками.

Задачи:

1. Проанализировать литературу по теме исследования.

2. Выделить критерии благополучной и неблагополучной семьи.

3. Изучить социально-педагогический паспорт семей младших школьников.

4. Изучить образ благополучной и неблагополучной семьи у детей младшего школьного возраста.

5. Изучить особенности развития общения со взрослыми у младших школьников из неблагополучных и благополучных семей.

6. Изучить особенности развития общения со сверстниками у младших школьников из неблагополучных и благополучных семей.

7. Разработать программу психологической поддержки детей из неблагополучных семей, ориентированную на развитие способов сотрудничества со сверстниками и с взрослыми и опробовать ее на практике.

Методы:

метод наблюдения, естественный эксперимент, проективный метод, формирующий эксперимент. Для анализа полученных данных - методы математической статистики.

Исследовательские методики:

1. Для изучения образа семьи использовался кинетический рисунок семьи, авторы Р. Бернс и С. Кауфман

2. Для изучения особенностей развития общения с взрослыми использовалась экспериментальная методика “Да и нет, не говори”, автор Е.Е. Кравцова.

3. Для изучения особенностей развития общения со сверстниками использовалась модифицированная методика “Клоун”, автор Е.Е. Кравцова и Т.К. Пуртова.

Описание выборки: в исследовании принимали участие дети младшего школьного возраста, обучающиеся во 2А (развивающая система обучения) и 2Б (традиционная система) классов МОУ “средняя школа № 17 г. Новоалтайска”. Возраст детей 8-9 лет, равное количество мальчиков и девочек.


Психологическая профилактика конфликтов на производстве
Не всегда конфликты можно однозначно трактовать в качестве положительного или отрицательного явления. В то же время очевидно, что конфликты, наносящие непоправимый ущерб людям и природе, конфликты, связанные с насилием, должны быть ограничены или, еще лучше, предупреждены. Последний акт, конечно, более разумен и полезен со всех точек зр ...

Социальный интерес
Еще одна концепция, имеющая решающее значение в индивидуальной психологии Адлера — это социальный интерес. Концепция социального интереса отражает стойкое убеждение Адлера в том, что мы, люди, являемся социальными созданиями, и если мы хотим глубже понять себя, то должны рассматривать наши отношения с другими людьми и, еще более широко, ...

Заключение.
Несмотря на общее снижение количества рождающихся детей, юные девушки сейчас рожают даже больше, чем раньше. Многие из них становятся матерями-одиночками, но некоторые вступают в брак, создают семью с таким же юным супругом. Как раннее материнство влияет на дальнейшее развитие девушки-подростка? Как юные отцы справляются со своей ролью? ...