Общение: структура и функции. Механизмы и эффекты общения
Общение это такой вид контактов, когда взаимодействующими сторонами являются живые существа (в широком смысле). Межличностное общение – это процесс, который осуществляется с помощью средств речевого и неречевого воздействия, предполагает взаимодействие между несколькими людьми, в результате которого возникает психологический контакт и определенные отношения между участниками (в узком смысле). Существует множество теорий, где рассматриваются виды общения. Если за критерий берется содержание процесса, то мы можем выделить следующие виды:
1. Материальное общение – обмен предметами деятельности.
2. Когнитивное общение – обмен знаниями.
3. Эмоциональное общение – обмен эмоциональными состояниями.
4. Мотивационное общение – обмен всеми составляющими мотивационной сферы личности.
5. Деятельностное общение – обмен действиями.
Если за критерий берется мотив общения:
1. Модальное общение – мотивы участников лежат в самом общении.
2. Дистальное общение - мотивы участников лежат вне пределов общения – инструментальное.
Если за критерий берется средство общения:
1. Непосредственное и Опосредствованное.
2. Прямое и косвенное – наличие личного контакта (прямое). Через посредника – косвенное.
3. Вербальное и невербальное.
Функции общения:
1. Контактная – установление состояния готовности к приему и передаче сообщения, а также поддержанию взаимосвязи.
2. Информационная – обмен информацией.
3. Побудительная – стимулирование определенной активности партнера по общению с тем, чтобы он реализовал определенный вид деятельности.
4. Координирующая – осуществление взаимно координирующих действий при выполнении совместной деятельности.
5. Функция понимания – адекватное понимание друг друга.
6. Мотивная – благодаря общению мы можем изменять и создавать определенные эмоциональные состояния у себя или у партнера.
7. Функция установления отношений – благодаря общению каждый из нас может осознавать и фиксировать свое место в системе отношений.
8. Функция оказания влияния – мы можем менять поведение, мнение, установки партнера.
Требования к личности консультанта
Личность консультанта (психотерапевта) выделяется почти во всех теоретических системах как важнейшее целительное средство в процессе консультирования. Подчеркиваются то одни, то другие ее черты. Известный английский психоаналитик венгерского происхождения М. Balint в 1957 г. говорил о полном забвении того, что психотерапия — это не теор ...
Тернистый путь от детства к взрослости. Уже не
ребёнок, но ещё и не взрослый. Отношения в семье
Каждая семья - это целый мир, кажущийся маленькому человеку простым и ясным, здесь его окружает тепло и забота. К сожалению, этот мир не ребёнок выбирает, он дан ему судьбой. Здесь господствует не только природное, но и социальное - нередко как раз враждебное растущему человеку. Пороки семьи - будь то разлад отношений между родителями, ...
Формирование образов родителей и его влияние на дошкольников в полных и
неполных семьях. Понятие «Семья» и ее основные
характеристики
В дошкольном детстве фактически складывается личность, самосознание и мироощущение ребенка. Эти процессы определяются общим психическим развитием, формированием новой системы психических функций, где важное место начинают занимать мышление и память ребенка. Теперь он не только ориентируется и действует в плане конкретных сиюминутных сти ...