Общение: структура и функции. Механизмы и эффекты общения
Общение это такой вид контактов, когда взаимодействующими сторонами являются живые существа (в широком смысле). Межличностное общение – это процесс, который осуществляется с помощью средств речевого и неречевого воздействия, предполагает взаимодействие между несколькими людьми, в результате которого возникает психологический контакт и определенные отношения между участниками (в узком смысле). Существует множество теорий, где рассматриваются виды общения. Если за критерий берется содержание процесса, то мы можем выделить следующие виды:
1. Материальное общение – обмен предметами деятельности.
2. Когнитивное общение – обмен знаниями.
3. Эмоциональное общение – обмен эмоциональными состояниями.
4. Мотивационное общение – обмен всеми составляющими мотивационной сферы личности.
5. Деятельностное общение – обмен действиями.
Если за критерий берется мотив общения:
1. Модальное общение – мотивы участников лежат в самом общении.
2. Дистальное общение - мотивы участников лежат вне пределов общения – инструментальное.
Если за критерий берется средство общения:
1. Непосредственное и Опосредствованное.
2. Прямое и косвенное – наличие личного контакта (прямое). Через посредника – косвенное.
3. Вербальное и невербальное.
Функции общения:
1. Контактная – установление состояния готовности к приему и передаче сообщения, а также поддержанию взаимосвязи.
2. Информационная – обмен информацией.
3. Побудительная – стимулирование определенной активности партнера по общению с тем, чтобы он реализовал определенный вид деятельности.
4. Координирующая – осуществление взаимно координирующих действий при выполнении совместной деятельности.
5. Функция понимания – адекватное понимание друг друга.
6. Мотивная – благодаря общению мы можем изменять и создавать определенные эмоциональные состояния у себя или у партнера.
7. Функция установления отношений – благодаря общению каждый из нас может осознавать и фиксировать свое место в системе отношений.
8. Функция оказания влияния – мы можем менять поведение, мнение, установки партнера.
Развитие интеллекта
Исследования Л. Шоемфельдта и В.Оуэнса (1966), проводимые посредством совмещения лонгитюдного метода и метода возрастных срезов, показали что вербально-логические функции, достигающие первого оптимума в ранней молодости, могут возрастать в зрелые годы вплоть до 50 лет и постепенно снижаются лишь к 60 годам. При определении общей интелле ...
Разработка индикаторов психосоциальных диспозиций
Социальные психологи демонстрируют постоянный интерес к базовым психологическим процессам - процессам, влияющим на широкий и разнообразный спектр социального поведения. Последовав за экспериментальными психологами с их интересом к восприятию, памяти, овладению языком и т.д., социальные психологи сконцетрировались на изучении процессов к ...
Использование компьютера в проведении психологического исследования
Можно выделить несколько основных аспектов использования компьютерной техники.
1. Компьютерное представление стимульной информации. Возможности представления информации на дисплее значительно раздвигают возможности проведения разнообразных экспериментов в области исследования познавательных процессов, интеллекта, разработки нового поко ...