Общение: структура и функции. Механизмы и эффекты общения

Статьи по психологии » Психология личности » Общение: структура и функции. Механизмы и эффекты общения

Общение это такой вид контактов, когда взаимодействующими сторонами являются живые существа (в широком смысле). Межличностное общение – это процесс, который осуществляется с помощью средств речевого и неречевого воздействия, предполагает взаимодействие между несколькими людьми, в результате которого возникает психологический контакт и определенные отношения между участниками (в узком смысле). Существует множество теорий, где рассматриваются виды общения. Если за критерий берется содержание процесса, то мы можем выделить следующие виды:

1. Материальное общение – обмен предметами деятельности.

2. Когнитивное общение – обмен знаниями.

3. Эмоциональное общение – обмен эмоциональными состояниями.

4. Мотивационное общение – обмен всеми составляющими мотивационной сферы личности.

5. Деятельностное общение – обмен действиями.

Если за критерий берется мотив общения:

1. Модальное общение – мотивы участников лежат в самом общении.

2. Дистальное общение - мотивы участников лежат вне пределов общения – инструментальное.

Если за критерий берется средство общения:

1. Непосредственное и Опосредствованное.

2. Прямое и косвенное – наличие личного контакта (прямое). Через посредника – косвенное.

3. Вербальное и невербальное.

Функции общения:

1. Контактная – установление состояния готовности к приему и передаче сообщения, а также поддержанию взаимосвязи.

2. Информационная – обмен информацией.

3. Побудительная – стимулирование определенной активности партнера по общению с тем, чтобы он реализовал определенный вид деятельности.

4. Координирующая – осуществление взаимно координирующих действий при выполнении совместной деятельности.

5. Функция понимания – адекватное понимание друг друга.

6. Мотивная – благодаря общению мы можем изменять и создавать определенные эмоциональные состояния у себя или у партнера.

7. Функция установления отношений – благодаря общению каждый из нас может осознавать и фиксировать свое место в системе отношений.

8. Функция оказания влияния – мы можем менять поведение, мнение, установки партнера.


Психологическая сущность игры дошкольника. Характеристика игровой деятельности ребенка
В период дошкольного детства игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что ребенок большую часть времени проводит в развлекающих его играх, - игра вызывает качественные изменения ребенка. Собственно игровое действие будет происходить тогда, когда ребенок под одним действием подразумевает другой. Игровое действие носит зн ...

Функции лидера
Сложность роли лидера, находящегося в стадии становления, может быть раскрыта путем рассмотрения тех многообразных функций, которые входят в позицию лидера. Специфика функций лидера обусловлена особенностями группы, которой он руководит; в демократичных группах решающее значение имеют совершенно другие функции, нежели в «авторитарных». ...

Анализ полученных результатов
Наблюдения показали, что даже в пределах одной возрастной группы имеются значительные расхождения в степени зрелости потребностно-мо-тивационной стороны сенсорно-перцептивной деятельности и резкие раз­личия в уровне сформированности операционально-технической стороны совершаемых детьми перцептивных, игровых и бытовых действий. В ходе н ...