Роль семьи в развитии общенияСтраница 4
По мнению В.Н. Дружинина почти нет исследований, рассматривающих «нормальную» семью, ее особенности, отношения, складывающиеся между ее членами, стиль воспитания детей [16].
«Нормальная семья» - понятие очень условное. Будем считать таковой семью, которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и продвижения ее членам и создает потребные условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости. Психологи изучали и изучают до сих пор реальные семьи, но с точки зрения их отклонений от нормы, т.е. реальные аномальные семьи. Психологи чаще всего связывают семейные проблемы с брачно-супружескими отношениями.
К числу реальных исследований, посвященных психологическим типам семьи, относится работа Э. Арутюняна [16]. По его мнению, существует 3 варианта семьи: традиционная, детоцентрическая и супружеская (демократическая).
В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших: педагогическое воздействие осуществляется сверху - вниз. Основным требованием является подчинение. Дети из таких семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании собственных семей. Они неинициативны, негибки в общении, действуют исходя из представления о должном.
В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечение «счастье ребенка». Семья существует для ребенка. Воздействие осуществляется, как правило, снизу-вверх (от ребенка к родителям). В результате у ребенка формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но возрастает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный. Очень велик риск социальной дезадаптации и в частности учебной дезадаптации ребенка после поступления в школу.
Супружеская (демократическая) семья расписывается розовыми красками. Цель в этой семье взаимное доверие, принятие и автономность членов. Воспитательное воздействие – «горизонтальное», диалог равных: родителей и ребенка. В семейной жизни всегда учитываются взаимные интересы, причем, чем старше ребенок, тем больше (?!)его интересы учитываются. Итогом такого воспитания является усвоение ребенком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитие активности, самостоятельности, доброжелательности, адаптивности, уверенности в себе и эмоциональной устойчивости.
Третья модель существует только в воображении гуманистических психологов.
Наиболее подробную схему анализа семьи предложил известный психиатр Е.А. Личко [8]. Его описание семьи включает следующие характеристики и их варианты:
1) Структурный состав:
· полная семья (есть мать и отец);
· неполная семья (есть только мать или отец);
· искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери);
2) Функциональные особенности:
· гармоничная семья;
· дисгармоничная семья.
Исключительна по своей важности роль, которую играет мать и отец в системе семейных взаимоотношений и тем самым в воспитании ребенка. Между тем, если иметь в виду реальную расстановку сил в современной семье, то выдвижение самого старшего поколения на авансцену семейной педагогики имеет серьезные предпосылки для эффективности воспитания ребенка.
В ряде регионов страны на смену многодетной семье, где многие воспитательные функции и участие в организации семейного быта были возложены на самих детей, пришла семья, в которой один или двое детей и где отец и мать работают, и будут работать на протяжении всего детства и отрочества их ребенка.
Следовательно, времени на осуществление важнейших воспитательных задач, которое общество возлагает на семью, по всей вероятности, еще долго не будет хватать.
Семейные отношения – это система взаимных требований и ожиданий. В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная его система воспитания. У одних родителей требования, которые они предъявляют ребенку, соответствуют тому, что ждут от него педагоги, у других система во многом противоречит принципам, утверждающимся в школе.
Ребенок, сталкиваясь с противоположными требованиями, переживает эти противоречия, не может определить своей жизненной позиции, развитие его личности деформируется.
Рекомендации
Для гармоничного развития ребенка, формирования здоровой психики родителям следует обратить внимание на создание благоприятных условий еще до рождения ребенка.
Будущая мать должна культивировать в себе положительные эмоции, стараться избегать стрессов, не давать воли отрицательным эмоциям; должна не забывать о том, что музыка, пение, п ...
Анализ литературы по проблеме исследования
Анализ психологической литературы, посвященной изучению психологических особенностей в спортивной деятельности спортсменов позволяет выделить два направления исследований.
Первое направление составляет диагностирование психофизиологического уровня индивидуальных качеств и установление их на успех в спорте. Авторы этих работ основываютс ...
Речь и ее развитие в онтогенезе
Речь - исторически сложившаяся форма общения людей, опосредованная языком.
Язык – система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей опред. значение и смысл.
Рубинштейн: «Речь – это язык, функционирующий в контексте индивидуального сознания».
По своему жизненному значению речь имеет полифункци ...