Роль семьи в развитии общения
Страница 2

Таким образом, в данном контексте семья в младшем школьном возрасте ни в коем случае не должна решать образовательных задач, то есть не должна впрямую учить ребенка. Хорошо известно, к примеру, что в аристократических семьях для обучения детей этого возраста приглашали специальных учителей, репетиторов, гувернеров, хотя у родителей были достаточные навыки, которым они могли бы обучать детей.

Для того чтобы понять, что дает школа развитию ребенка младшего школьного возраста необходимо обратиться к особенностям учебной деятельности, описанной В.В. Давыдовым. В.В. Давыдов отмечает, что начальные формы учебной деятельности представляют собой коллективную деятельность учащихся и учителя. Есть основания, прежде всего в теории учебной деятельности Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, говорить, что в школьном обучении ребенок овладевает структурой учебной деятельности и разнообразными формами коллективно-распределенной деятельности.

Итак, мы выяснили, что семья и школа отличаются в своих основных воспитательных функциях. Функция семьи – задавать новые смыслы, включать человека в полноту смысловой, эмоционально-чувственной реальности. В то время как функция школы – означивать эти смыслы, создавать условия для овладения ребенком общекультурных значений.

Тогда благополучная и неблагополучная семья отличаются в первую очередь по уровню реализации функции осмысления окружающего мира.

Это зависит от следующих факторов: 1) структура семьи (полная - неполная семья), 2) стили воспитания, 3) уровень эмоциональных контактов в семье (негативное отношение, отвержение, принятие и др.), 4) психосоциальные особенности составляющих семью лиц (аддиктивное поведение родителей, психические заболевания и др.).

Ж.М. Глозман выделяет следующие типы семей, негармоничных по своей структуре и патогенных по их влиянию на личность ребенка: 1) распадающаяся семья, 2) неполная семья, 3) ригидная псевдосолидарная семья, 4) распавшаяся семья. Многие исследователи отмечают при этом, что наибольшей патогенностью отличаются семьи в стадии распада [8].

Уровень эмоциональных контактов исследовал Дж. Боулби [4]. Согласно его типологии к патогенным видам родительского поведения относятся следующие:

тип А - оба (один) родителя не удовлетворяют потребности ребенка в любви или полностью отвергают его;

тип В - ребенок служит в семье средством разрешения супружеских конфликтов;

тип C - родители угрожают покинуть семью или “разлюбить” ребенка в качестве дисциплинарных мер;

тип D - родители внушают ребенку, что своим поведением он повинен в разводе, болезни или смерти одного из родителей;

тип Е - в окружении ребенка отсутствует человек, способный понять его переживания, и заместить собой отсутствующего или пренебрегающего своими обязанностями родителя.

В отечественной литературе существуют классификации неправильных типов семейного воспитания, приводящих к возникновению отклонений в поведении детей и подростков.

Так, Г.Г. Бочкарева выделяет: 1) семьи с неблагополучной эмоциональной атмосферой, в которых отношения между детьми и родителями характеризуются равнодушием, или ребенок испытывает на себе грубость, неуважение со стороны взрослых; 2) семьи, где нет эмоционального контакта между детьми и родителями при сохранении внешнего рисунка правильных отношений; 3) семьи с нездоровой нравственной атмосферой, в которых ребенку прививаются социально нежелательные потребности и интересы [8].

Л.С. Алексеева подразделяет неблагополучные семьи на привычно-конфликтные, аморальные, педагогически некомпетентные, асоциальные [8]. Сходную классификацию разрабатывает Б.Н. Алмазов, который выделяет: 1) семьи с дефицитом воспитательных ресурсов, 2) конфликтные семьи, 3) нравственно-неблагополучные семьи, 4) педагогически некомпетентные семьи [8].

А.Е. Личко выделяет следующие стили неправильного семейного воспитания: 1) гиперопека, 2) гипоопека, 3) воспитание ребенка по типу “кумир семьи”, 4) воспитание ребенка по типу “золушки” [8].

Г.М. Миньковский, выделяя в качестве основания классификации воспитательный потенциал семьи, относит к неблагополучным: 1) воспитательно-неустойчивые, 2) воспитательно-слабые с утратой контакта с детьми и контроля над ними, 3) воспитательно-слабые с постоянно конфликтной атмосферой, 4) воспитательно-слабые с агрессивно-негативной атмосферой, 5) маргинальные: с алкогольной, сексуальной деморализацией и т.д. 6) правонарушительские, 7) преступные, 8) психически отягощенные [29].

Страницы: 1 2 3 4 5


Индивидуальная субъективность
Твердо придерживаясь феноменологической традиции, Адлер считал, что поведение всегда зависит от мнения людей о себе и об окружении, в которое они должны вписываться. Люди живут в ими же созданном мире, в соответствии с их собственной "схемой апперцепции". Далее Адлер доказывал, что люди мотивированы фиктивными целями — личными ...

Эмпирические данные, полученные психодиагностическим методом. Методика «Таблицы Шульте»
Методика предназначена для определения устойчивости внимания и динамики работоспособности при обследовании лиц разных возрастов. Испытуемому предлагается поочередно пять таблиц, на которых в произвольном порядке расположены числа от одного до 25. Испытуемый отыскивает, показывает и называет числа в порядке их возрастания. Проба повторя ...

Движущие силы развития личности
Личность - это чел-к, взятый в системе таких его психологич. характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенные значения для него самого и для окружающих. Л-ть - это конкретный чел-к с индивидуально ...