Роль семьи в развитии общенияСтраница 2
Таким образом, в данном контексте семья в младшем школьном возрасте ни в коем случае не должна решать образовательных задач, то есть не должна впрямую учить ребенка. Хорошо известно, к примеру, что в аристократических семьях для обучения детей этого возраста приглашали специальных учителей, репетиторов, гувернеров, хотя у родителей были достаточные навыки, которым они могли бы обучать детей.
Для того чтобы понять, что дает школа развитию ребенка младшего школьного возраста необходимо обратиться к особенностям учебной деятельности, описанной В.В. Давыдовым. В.В. Давыдов отмечает, что начальные формы учебной деятельности представляют собой коллективную деятельность учащихся и учителя. Есть основания, прежде всего в теории учебной деятельности Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, говорить, что в школьном обучении ребенок овладевает структурой учебной деятельности и разнообразными формами коллективно-распределенной деятельности.
Итак, мы выяснили, что семья и школа отличаются в своих основных воспитательных функциях. Функция семьи – задавать новые смыслы, включать человека в полноту смысловой, эмоционально-чувственной реальности. В то время как функция школы – означивать эти смыслы, создавать условия для овладения ребенком общекультурных значений.
Тогда благополучная и неблагополучная семья отличаются в первую очередь по уровню реализации функции осмысления окружающего мира.
Это зависит от следующих факторов: 1) структура семьи (полная - неполная семья), 2) стили воспитания, 3) уровень эмоциональных контактов в семье (негативное отношение, отвержение, принятие и др.), 4) психосоциальные особенности составляющих семью лиц (аддиктивное поведение родителей, психические заболевания и др.).
Ж.М. Глозман выделяет следующие типы семей, негармоничных по своей структуре и патогенных по их влиянию на личность ребенка: 1) распадающаяся семья, 2) неполная семья, 3) ригидная псевдосолидарная семья, 4) распавшаяся семья. Многие исследователи отмечают при этом, что наибольшей патогенностью отличаются семьи в стадии распада [8].
Уровень эмоциональных контактов исследовал Дж. Боулби [4]. Согласно его типологии к патогенным видам родительского поведения относятся следующие:
тип А - оба (один) родителя не удовлетворяют потребности ребенка в любви или полностью отвергают его;
тип В - ребенок служит в семье средством разрешения супружеских конфликтов;
тип C - родители угрожают покинуть семью или “разлюбить” ребенка в качестве дисциплинарных мер;
тип D - родители внушают ребенку, что своим поведением он повинен в разводе, болезни или смерти одного из родителей;
тип Е - в окружении ребенка отсутствует человек, способный понять его переживания, и заместить собой отсутствующего или пренебрегающего своими обязанностями родителя.
В отечественной литературе существуют классификации неправильных типов семейного воспитания, приводящих к возникновению отклонений в поведении детей и подростков.
Так, Г.Г. Бочкарева выделяет: 1) семьи с неблагополучной эмоциональной атмосферой, в которых отношения между детьми и родителями характеризуются равнодушием, или ребенок испытывает на себе грубость, неуважение со стороны взрослых; 2) семьи, где нет эмоционального контакта между детьми и родителями при сохранении внешнего рисунка правильных отношений; 3) семьи с нездоровой нравственной атмосферой, в которых ребенку прививаются социально нежелательные потребности и интересы [8].
Л.С. Алексеева подразделяет неблагополучные семьи на привычно-конфликтные, аморальные, педагогически некомпетентные, асоциальные [8]. Сходную классификацию разрабатывает Б.Н. Алмазов, который выделяет: 1) семьи с дефицитом воспитательных ресурсов, 2) конфликтные семьи, 3) нравственно-неблагополучные семьи, 4) педагогически некомпетентные семьи [8].
А.Е. Личко выделяет следующие стили неправильного семейного воспитания: 1) гиперопека, 2) гипоопека, 3) воспитание ребенка по типу “кумир семьи”, 4) воспитание ребенка по типу “золушки” [8].
Г.М. Миньковский, выделяя в качестве основания классификации воспитательный потенциал семьи, относит к неблагополучным: 1) воспитательно-неустойчивые, 2) воспитательно-слабые с утратой контакта с детьми и контроля над ними, 3) воспитательно-слабые с постоянно конфликтной атмосферой, 4) воспитательно-слабые с агрессивно-негативной атмосферой, 5) маргинальные: с алкогольной, сексуальной деморализацией и т.д. 6) правонарушительские, 7) преступные, 8) психически отягощенные [29].
П.Рикер. Повествовательная идентичность
Рикёр П. Герменевтика. Этика. Политика. Московские лекции и интервью. М.: Изд. центр "Academia", 1995
Под «повествовательной идентичностью» я понимаю такую форму идентичности, к которой человек способен прийти посредством повествовательной деятельности. Однако, прежде чем приступить к анализу, важно устранить значительную сем ...
Эмпирическое исследование нарушения чтения у учащихся младшего школьного
возраста. Организация исследования нарушения чтения у учащихся
младшего школьного возраста
Для изучения особенности нарушения чтения у детей младшего школьного возраста мы провели исследование на базе МОУ СОШ № 34 г. Комсомольска-на-Амуре, в исследовании принимало участие 15 детей 2 – х классов: 7 мальчиков, 8 девочек.
Анализ протоколов ПМПК и речевых карт показал, что дети, участвующие в исследовании, имели заключение психо ...
Особенности восприятия времени человеком
Восприятие времени – это образное отражение таких характеристик явлений окружающей действительности, как цикличность, длительность, скорость протекания и последовательность. В построении временных аспектов картины мира принимают участие различные анализаторы, из которых наиболее важную роль в точной дифференцировке промежутков времени и ...

