ЗаключениеСтраница 1
В современном обществе проблема неблагополучных семей – это отражение общего кризиса в социуме. Анализ литературы показал, что неблагополучная семья становится фактором ухудшения психологического здоровья ее членов. Особенно негативно сказывается разного рода неблагополучие на развитие личности ребенка.
В психологическом знании проблематика семьи выделяется в отдельную область исследования. Наша работа проводилась на стыке возрастной психологии и психологии семейного воспитания.
Знание возрастных особенностей детей младшего школьного возраста позволило нам выделить в качестве главных критериев успешного обучения и развития – это произвольность в общении со взрослыми и сверстниками, которая является итогом кризиса семи лет, критерием психологической готовности ребенка к школе. Этот феномен имеет свои истоки в дошкольном детстве, становление коллективного субъекта деятельности – позднее образование, главные стадии развития которого, приходятся на возраст 3-7 лет.
Несомненно, важная роль в этом процессе принадлежит семье, которая в работах некоторых исследователей понимается как источник смыслов ребенка, его эмоциональной включенности в реальность.
Неблагополучная семья – негативный фактор в развитии смысловой сферы человека. Исследователи выделяют различные виды неблагополучных семей и причины семейной дезадаптации. Например, причинами семейного неблагополучия называются 1) структура семьи (полная - неполная семья), 2) стили воспитания, 3) уровень эмоциональных контактов в семье (негативное отношение, отвержение, принятие и др.), 4) психосоциальные особенности составляющих семью лиц (аддиктивное поведение родителей, психические заболевания и др.). Исследователи показывают, что развитие общения у ребенка происходит при условии, если семья благополучная. В такой семье ребенок учится не только элементарному общению, но и общению сотрудничеству. На примере родителей ребенок учится договариваться, находит нужные ему методы взаимодействия между партнерами по общению.
Экспериментальное исследование особенностей развития общения у детей младшего школьного возраста из благополучных и неблагополучных семей позволило сделать следующие выводы:
1. Гипотеза исследования подтвердилась: младшие школьники из неблагополучных семей преимущественно ориентированы на индивидуальную деятельность и имеют низкий уровень произвольности в общении со взрослыми и сверстниками; младшие школьники из благополучных семей ориентированы на совместную деятельность и владеют собственным общением.
2. Изучение социально-психологического паспорта каждого ребенка позволило выделить на основе объективных показателей детей из благополучных и неблагополучных семей. Выяснилось, что в классе развивающего обучения большинство детей из благополучных семей, в то время как в классе традиционного обучения более половины обучающихся из неблагополучных семей. Основные признаки неблагополучия в порядке представленности (от наиболее распространенных до единичных): малообеспеченные; низкий уровень участия в воспитании детей; неполные; родители с аддиктивным поведением.
3. На основе изучения субъективного образа семьи («Кинетический рисунок семьи») выявили детей, которые показали низкие уровни благополучия в целом и высокие показатели по конфликтности, тревожности, неполноценности и враждебности. Количественный и качественный анализ позволил выделить детей с различными образами семьи: «благополучная семья», «относительно благополучная», «неблагополучная». На основе сравнительный анализ объективного и субъективного образа семьи выделили детей двух крайних групп – «дети из благополучной семьи» и «дети из неблагополучной семьи».
4. Исследование уровня развития произвольности в общении со взрослыми у детей из благополучной и неблагополучной семей показало значимые различия: дети из неблагополучных семей имеют низкие и средние уровни. Неспособность управлять собственным общением негативно сказывается на процессе обучения, так как умение выстраивать контекст и включаться в контекст учителя – необходимые предпосылки овладения учебной деятельности.
5. Изучение особенностей развития произвольного общения со сверстниками также позволило сделать вывод о более низких уровнях его развития у детей из неблагополучных семей. Выполняя задание, «Клоун» они ориентируются на индивидуальную деятельность, не пытаются договориться со сверстниками.
Природа конфликтов в молодой семье в период первичной адаптации. Конфликтность
молодой семьи как объект исследований в научной литературе
По определению Н. Я Соловьева, семья - это малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство[4].
Молодой семье ...
Лидерство и руководство в малых группах
При характеристике динамических процессов в малых группах, естественно, возникает вопрос о том, как группа организуется, кто берет на себя функции ее организации, каков психологический рисунок деятельности по управлению группой? Проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных проблем социальной психологии, ибо оба эти пр ...
Заключение.
В современной науке об общении столь огромное количество несовпадающих, а иногда противоречащих понятий и определений, что затрудняет изучение и использования на практике форм и механизмов общения.
Если попытаться определить нашу позицию в вопросе об общении, мы, прежде всего, должны подчеркнуть, что общение является одним из видов дея ...

