ЗаключениеСтраница 1
В современном обществе проблема неблагополучных семей – это отражение общего кризиса в социуме. Анализ литературы показал, что неблагополучная семья становится фактором ухудшения психологического здоровья ее членов. Особенно негативно сказывается разного рода неблагополучие на развитие личности ребенка.
В психологическом знании проблематика семьи выделяется в отдельную область исследования. Наша работа проводилась на стыке возрастной психологии и психологии семейного воспитания.
Знание возрастных особенностей детей младшего школьного возраста позволило нам выделить в качестве главных критериев успешного обучения и развития – это произвольность в общении со взрослыми и сверстниками, которая является итогом кризиса семи лет, критерием психологической готовности ребенка к школе. Этот феномен имеет свои истоки в дошкольном детстве, становление коллективного субъекта деятельности – позднее образование, главные стадии развития которого, приходятся на возраст 3-7 лет.
Несомненно, важная роль в этом процессе принадлежит семье, которая в работах некоторых исследователей понимается как источник смыслов ребенка, его эмоциональной включенности в реальность.
Неблагополучная семья – негативный фактор в развитии смысловой сферы человека. Исследователи выделяют различные виды неблагополучных семей и причины семейной дезадаптации. Например, причинами семейного неблагополучия называются 1) структура семьи (полная - неполная семья), 2) стили воспитания, 3) уровень эмоциональных контактов в семье (негативное отношение, отвержение, принятие и др.), 4) психосоциальные особенности составляющих семью лиц (аддиктивное поведение родителей, психические заболевания и др.). Исследователи показывают, что развитие общения у ребенка происходит при условии, если семья благополучная. В такой семье ребенок учится не только элементарному общению, но и общению сотрудничеству. На примере родителей ребенок учится договариваться, находит нужные ему методы взаимодействия между партнерами по общению.
Экспериментальное исследование особенностей развития общения у детей младшего школьного возраста из благополучных и неблагополучных семей позволило сделать следующие выводы:
1. Гипотеза исследования подтвердилась: младшие школьники из неблагополучных семей преимущественно ориентированы на индивидуальную деятельность и имеют низкий уровень произвольности в общении со взрослыми и сверстниками; младшие школьники из благополучных семей ориентированы на совместную деятельность и владеют собственным общением.
2. Изучение социально-психологического паспорта каждого ребенка позволило выделить на основе объективных показателей детей из благополучных и неблагополучных семей. Выяснилось, что в классе развивающего обучения большинство детей из благополучных семей, в то время как в классе традиционного обучения более половины обучающихся из неблагополучных семей. Основные признаки неблагополучия в порядке представленности (от наиболее распространенных до единичных): малообеспеченные; низкий уровень участия в воспитании детей; неполные; родители с аддиктивным поведением.
3. На основе изучения субъективного образа семьи («Кинетический рисунок семьи») выявили детей, которые показали низкие уровни благополучия в целом и высокие показатели по конфликтности, тревожности, неполноценности и враждебности. Количественный и качественный анализ позволил выделить детей с различными образами семьи: «благополучная семья», «относительно благополучная», «неблагополучная». На основе сравнительный анализ объективного и субъективного образа семьи выделили детей двух крайних групп – «дети из благополучной семьи» и «дети из неблагополучной семьи».
4. Исследование уровня развития произвольности в общении со взрослыми у детей из благополучной и неблагополучной семей показало значимые различия: дети из неблагополучных семей имеют низкие и средние уровни. Неспособность управлять собственным общением негативно сказывается на процессе обучения, так как умение выстраивать контекст и включаться в контекст учителя – необходимые предпосылки овладения учебной деятельности.
5. Изучение особенностей развития произвольного общения со сверстниками также позволило сделать вывод о более низких уровнях его развития у детей из неблагополучных семей. Выполняя задание, «Клоун» они ориентируются на индивидуальную деятельность, не пытаются договориться со сверстниками.
Приемы психологической саморегуляции, направленные
на поддержание положительных психических состояний воинов
Существует много приемов, помогающих военнослужащим адекватно реагировать на боевую обстановку и успешно выполнять стоящие перед ними задачи. К ним относят различные приемы психической саморегуляции, такие как идеомоторная тренировка, а также созданные на ее основе ситуативно-образная психорегулирующая тренировка, индивидуальный психофи ...
Обработка эмпирических данных для группы В
В группе В
были получены следующие результаты:
(4+5+6+6); (4+4+7+6); (5+4+6+5); (5+5+7+5); (5+4+7+6); (4+3+6+5); (3+3+4+3); (4+4+6+5); (4+4+7+5); (5+4+6+6); (4+4+7+6); (5+5+6+5); (4+4+6+5); (4+4+6+6); (4+4+7+5).
Посчитаем общий балл:
21+21+20+22+22+18+13+19+20+21+21+21+19+20+20=298
Балл, полученный испытуемыми в испытаниях, примем ...
Диагностика склонности к определенному стилю руководства (Е.П. Ильин)
Методика представляет собой опросник, с помощью которого можно узнать о склонности субъекта к тому или иному стилю руководства. Однако при этом надо учитывать, что при реальном руководстве человек может использовать другой стиль.
Испытуемому предлагается представить себя в роли руководителя коллектива, ответить, как бы он осуществлял э ...