Эмперическое исследование. Материалы и методы исследования
Страница 1

Описание групп

С целью проведения исследования было сформировано 2 группы (по 20 человек; в каждой группе 10 девочек и 10 мальчиков) детей из полных и неполных семей в возрасте 5-6 лет, воспитывающихся в детском саду № 4 «Дельфин».

В исследовании так же приняли участие их родители: в полных семьях – 18 женщин и 2 мужчин, в неполных семьях – 19 женщин и 1 мужчина.

Описание методик

· Для исследования восприятия матери детьми из полных и неполных семей использовались следующие методики:

- формализованная анкета;

- метод опроса;

- «кинетический рисунок семьи» Р. Бэнса, С. Кауфмана ;

- методика Рене Жиля.

· Для исследования родительско-детских отношений родителям предлагалась - методика PARI Е. Шеффер и Р. Белла.

1) Формализованная анкета

заполнялась на каждого ребенка при активном участии воспитателя. В анкете представлена информация о семье ребенка, особенностях поведения его в группе, взаимоотношениях с другими детьми из группы. Бланк формализованной анкеты находится в приложении 1.

2) Метод опроса.

Опрос проходил в форме беседы. Ребенку предлагалось ответить на вопросы, выразив тем самым свои чувства, отношения к окружающим его людям: родственникам и друзьям. Схема беседы находится в приложении 2 [35].

3)

Методика «Кинетический рисунок семьи» (КРС)

4)

Р. Бернса, С. Кауфмана.

Историческая справка. Считают, что идея использования рисунка семьи для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых упоминают работу В. Хьюиса, А.И. Захарова, Н. Кормана, Р. Бернса, С. Кауфмана.

«Кинетический рисунок семьи» - относительно молодая методика, датируемая лишь 1970 годом. Авторы: Р. Бернс и С. Кауфман.

Цель применения теста: выявить особенности восприятия ребенком семейной ситуации, своего места в семье, а также его отношений к членам семьи.

Тест КРС состоит из 2 частей: рисование своей семьи и беседы после рисования.

Задача: на основе выполнения изображения оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье.

Дается следующая инструкция:

«Нарисуй на картинке всех членов твоей семьи, включая тебя, делающего что-нибудь. Постарайся рисовать целых людей, не мультяшек и не людей, состоящих из палочек. Помни: изображай каждого делающим что-нибудь, какое-либо действие».

Материал: для работы необходимо использовать стандартный лист бумаги для рисования, карандаш (твердость 2М) и ластик.

Во время рисования следует записывать все спонтанные высказывания ребенка, отмечать его мимику, жесты, а также фиксировать последовательность рисования. Бланк обработки теста находится в приложении 3 [35].

После того, как рисунок закончен, с ребенком проводится беседа по следующей схеме:

1. кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи,

2. где работают или учатся члены семьи;

3. как в семье распределяются домашние обязанности,

4. каковы взаимоотношения с остальными членами семьи.

Для теста КРС разработана система количественной оценки. Было выделено пять симтомокомплексов:

1. благоприятная семейная ситуация;

2. тревожность;

3. конфликтность в семье;

4. чувство неполноценности;

5. враждебность в семейной ситуации.

Бланк обработки теста находится в приложении 3 [35].

«Эта методика доступна и удобна в применении в условиях психологического консультирования, обладает значимостью с точки зрения выбора тактики деятельности психолога-консультанта по психологической коррекции нарушений межличностных отношений, так как дает представление о субъективной оценке ребенком своей семьи, своего места в ней, о его отношениях с другими членами семьи. В рисунках дети могут выразить то, что им трудно бывает высказать словами, т.е. язык рисунка более открыто и искренне передает смысл изображенного, чем вербальный язык» [16. С. 37].

«Особенно продуктивно применение рисунка семьи в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, так как полученные с помощью этого результаты мало зависят от способности ребенка вербализовать свои переживания, от его способности к интроспекции, способности «вжиться» в воображаемую ситуацию, т. е. от тех особенностей психической деятельности, которые существенны при выполнении заданий, основанных на вербальной технике» [24. С. 133].

Страницы: 1 2 3


Мотивация обучения в аспирантуре углту
Представлены результаты социологического опроса, проведённого автором в мае-сентябре 2005 года среди аспирантов и соискателей УГЛТУ. Суть опроса заключалась в заполнении респондентами бланков (прил. 3). Все респонденты разделены на бюджетников и контрактников. Каждая из этих двух групп разбита на вновь поступивших и уже обучающихся в ас ...

Нервной деятельности
И. П. Павлов и его сотрудники, изучая условно-рефлекторные реакции собак, часто обращали внима­ние на индивидуальные различия в их поведении. Эти различия проявлялись прежде всего в таких аспектах поведения, как скорость и точность образования условных реакций — положительных и тормозных, — их интенсивность, способность к адекватному ре ...

Язык и знание в повседневной жизни
Человеческая экспрессивность объективируется, т.е. проявляет себя в продуктах человеческой деятельности, доступных как ее создателям, так и другим людям в качестве элементов общего всем мира. Такие объективации служат более или менее устойчивыми показателями субъективных процессов, присущих их создателям, и позволяют вывести эти процесс ...