Антропологическая мысль представителей средневекового арабского мира
Страница 1

Статьи по психологии » Достижения арабской психологии » Антропологическая мысль представителей средневекового арабского мира

Проблемы человека рассматривалась и обсуждалась в арабском мире представителями всех идейных направлений.

Выделяются три главных подхода в изучении человека: теологический, мистический, философский.

1. Представители теологического подхода (

мутакаллимы-толкователи Корана и Святого предания Сунны), признавали всемогущего, вездесущего Аллаха и совершенного, последнего из его посланников, пророка Мухаммада.

Примером идеи всевластия Аллаха над человеком служат слова известного мыслителя Аль Газали: «Солнце, луна и звезды, облака и земля, все животные и неодушевленные предметы подчинены другой силе, подобно перу в руке писца. Нельзя верить, что подписавшийся правитель и есть создатель подписи. Истина в том, что настоящий создатель ее - Всевышний. Как сказано Им, Всемогущим: И не ты бросил, когда бросил, но Аллах бросил». [3]

Кадариты и мутазилиты (противники теологического подхода) поставили под сомнение Фатализм мутакаллимов. Они отвергали абсолютность божественного предопределения и использовали противоречивость текста Корана для обоснования идеи ответственности человека за свои поступки и действия.

Мутазилиты сузили сферу действия божественной воли, выведя из нее уничтожение мира, нарушение природных закономерностей, творение чудес и т.д. Они развели понятия зла и греха, ответственности перед людьми и Богом. Свободное действие воли они понимали как присущую миру целесообразность.

2. Суфизм - мистическое течение в исламе. Его представители видели в человеке соединение божественного и тварного. В связи с этим само определение человека понимается по-новому, как отражение одного из многих атрибутов Абсолюта. Согласно этому подходу, человек интегрирует в себе все сущее, объединяет все основные реальности мира. Такой взгляд, предоставляющийчеловеку большую ответственность за свою судьбу, представлен в трудах известного мыслителя Ибн Араби. Суфисты определяют мир как макрокосм («алам-и-акбар»), человека - как микрокосм («алам-и-асгар»). Утверждается, что на космическом уровне действует принцип «все есть Бог», на феноменальном – «все есть человек».

Человек, согласно мнению суфистов, есть воплощение и «хранилище божественного». Это определяет ту мысль, что человек может вернуться к истинному «Я», через соединение с Богом.

Одним из свойств человека называется его способность к совершенствованию на пути самопознания, цель и смысл которого «в самом себе безмерное найти» (Аль Фарид).

3. Восточный перипатетизм или «фальсафа» - философское течение. Идея течения зародилась древнегреческими философами. С постепенным освоением трудов Платона и Аристотеля, Галена, Архимеда, которые были переведены на арабский язык, эти идеи становятся достоянием арабской культуры. На основании этих работ создаётся арабоязычная философия и наука (физика, математика, медицина и т.д.). Арабские философы подвергли сомнению религиозные догмы и считали доблестью и заслугой изыскивать «доказательство несостоятельности буквального смысла священных текстов и истинности их толкования» [5].

Приоритет в философской арабо-язычной мысли отдавался Аристотелю, о чём свидетельствует её естественнонаучная направленность. Этому способствовало то, что идея Аристотеля о Божестве как неподвижном перводвигателе соответствовала духу Корана. При этом арабоязычные последователи учения Аристотеля выдвигали специфические идейно-теоретические и научные задачи. Поэтому воззрения Аристотеля в контексте их рассуждений приобрели новое и оригинальное звучание.

Арабских философов интересовали онтологические, гносеологические и этические проблемы человека; вопросы происхождения человека, его места и роли в мироздании. Они рассматривали особенности душевных сил человека, его познавательных способностей, моральных качеств и т.д.

Были выдвинуты попытки описать образ идеального человека и определить путь его совершенствования. Главным отличием человека от всех других творений заключалось в обладании силой разума. Так, Абу-Наср Мухаммед Фараби, один из крупнейших арабских перипатетиков, писал: «От всех животных человек отличается особенными свойствами, ибо у него имеется душа, из которой возникают силы, действующие через посредство телесных органов, и, кроме того, у него есть такая сила, которая действует без посредства телесного органа; этой силой является разум». [1]

Арабские мыслители, говоря о наличии у человека бессмертной души, в тоже время признавали ее связь с телом. Аль Фараби утверждал, с одной стороны, что «субстанция души существует отрешенно от материи; она остается после смерти тела, и в ней нет такой силы, которая разрушилась бы», т.е. существующая душа бессмертна. Но, с другой стороны, он подчеркивал, что «душа не может существовать раньше тела», что «дарователь форм создает ее тогда, когда появляется нечто, способное принять ее. Это нечто есть тело: когда оно есть, появляется и эта субстанция. Оно есть плоть… Душа не может существовать раньше тела, как это утверждает Платон; точно также она не может переселяться из одного тела в другое…» [7]

Страницы: 1 2


Психосоциальные теории и групповые процессы. Психосоциальные теории, модели и виды групповой работы
Основная теоретическая модель групповой работы была обоснована К. Папелл и Б. Ротман. В ее основе лежат теоретические подходы из эго-психологии, когнитивной теории и теории социального научения, ролевых теорий и теории коммуникации. Эго-психология предлагает концепции, объясняющие внутреннюю самоорганизацию индивида и его отношения с в ...

Роль и функции руководителя. Основные требования к качествам руководителя
Руководитель – это не профессия, это социально-производственная роль, общественная позиция человека в данном конкретном коллективе. Для успешного управления трудовым коллективом руководитель должен обладать определенным набором качеств, которые подразделяются на деловые, политические и моральные. Деловые качества характеризуются налич ...

Малая группа, ее структура и внутригрупповые процессы
Малая соц. группа - немногочисленная по составу группа (от 2 - 3 до 20 - 30 человек), члены которой объединены общей соц. деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоц. отношений, групповых норм и групповых процессов. Специфический признак малой группы (в отличие от большой груп ...