Психологические воззрения Ибн Рушда

Статьи по психологии » Достижения арабской психологии » Психологические воззрения Ибн Рушда

Ибн Рушд (Ибн Рошд Абу-ль-Валид Мухаммед Ибн Ахмед), или Аверроэс (1126-1198) известный арабский мыслитель, приверженец опытного, точного знания, последний из крупных оригинальных представителей арабского перипатеизма, критик Аристотеля и Ибн Сины.

Родился в 1126 году, в Кордове. Ибн Рушд жил в Андалусии (Испания), а затем в Марокко, где занимал должность судьи и придворного врача. [9] Купить офисную мебель для персонала мебель для персонала купить.

Основные труды Ибн Рушда представляли собой оригинальный комментарий к сочинениям Аристотеля. Этот комментарий приобрел значение самостоятельного учения.

Его учение о человеке и его душе оказало наибольшее влияние на западноевропейскую философско-психологическую мысль. Оно жестоко преследовалось как мусульманской, так и христианской религией. И это не удивительно, поскольку Ибн Рушд отрицал бессмертие индивидуальной души. Он по-своему прокомментировал учение Аристотеля, подчеркнув разделение души и разума.

Под душой разумелись функции, которые неотделимы от организма (прежде всего – чувственность). Они необходимы (таково было и мнение Аристотеля) для деятельности разума, нераздельно связаны с телом и исчезают вместе с ним. Сам же разум является божественным и входит в индивидуальную душу извне, подобно тому, как солнце посылает лучи органу зрения. С исчезновением тела и индивидуальной души «следы», оставленные божественным разумом в душе, отделяются от исчезнувшего смертного индивида и продолжают существовать как момент универсального разума, присущего всему человеческому роду.

Не отрицая индивидуальных способностей, ограничивающих возможности каждого отдельного человека, Ибн Рушд подчеркивал, что возможности человека в постижении истины неограниченны, и важно только научить людей правильно мыслить, привить им желание размышлять. Общая способность к мышлению, познанию мира и его законов, будучи врожденной, присуща каждому человеку.

Вытекающее из учения Ибн Рушда утверждение о богоподобии человека, было несовместимо с Кораном. Человек, способный воспринимать божественный разум, соотносился здесь с высшими духовными сущностями.

Наличие универсального всеобщего разума приводило к гуманистическому выводу о равенстве людей по интеллектуальным способностям. Эта идея противоречила духу феодального общества с присущими ему принципами сословного строения.

Следует отметить мысль Ибн Рушда о том, что религию можно рассматривать как верование, содержащее в иносказательной форме философскую истину. [7]

Много идей высказал мыслитель и по частным вопросам психологического знания. В частности, исследуя зрительное восприятие, Аверроэс показал, что чувствительным аппаратом глаза является не хрусталик, а сетчатая оболочка.

Ибн Рушд - автор энциклопедического медицинского труда Китаб аль-коллият (общее руководство по медицине) в 7 книгах (в европейской литературе известно под названием «Colliget»), содержащего клинические наблюдения Ибн Рушда и др. врачей. [5]

Умер Ибн Рушд в 1198 году, в Марракеше, Марокко. Незадолго до смерти подвергался гонениям как еретик.


Изучения влияния профессионального выгорания на индивидуальный стиль деятельности педагога. Диагностика профессионального выгорания у педагогов
Экспериментальное исследование по изучению влияния социально-психологических факторов на формирование синдрома эмоционального выгорания проводилось на базе ГОСШ № 6 г. Орши. Испытуемыми стали 40 педагогов в возрасте от 21 до 55 лет. Исследование проводилось в несколько этапов: - организационный этап эксперимента - выбор диагностически ...

Обработка и анализ полученных результатов по методике
На основании факторного анализа можно выделить следующие группы спортивно-волевых качеств: · выдержанный, терпеливый, благоразумный; · ответственный, обязательный; · ведущий, деловой, способный, сильный, инициативный, деятельный, влиятельный, дальновидный; · самоуправляемый, надежный, здравомыслящий, думающий; · целеустремленный, у ...

Опытно-экспериментальная работа по изучению копинг-стратегий у успевающих и слабоуспевающих подростков. Организация и методы исследования копинг-стратегий у успевающих и слабоуспевающих подростков
Для изучения копинг-стратегий у успевающих и слабоуспевающих подростков на базе МОУ ООШ села Мезенка Ишимского района Тюменской области был проведен эксперимент. В эксперименте приняли участие учащиеся 6-х классов в количестве 40 человек. Список подростков, участвующих в исследовании приведен в приложении 1. Эксперимент состоял из тре ...