Природа характера и особенности его формирования

Статьи по психологии » Характер как психологический феномен » Природа характера и особенности его формирования

«Психические свойства человека – это специфическое проявление высшей нервной деятельности, основанием которой являются его врожденные особенности, чьи своеобразные комбинации (сила, уравновешенность, подвижность) проявляются в типах темперамента. Врожденный тип нервной системы с первых дней жизни находится под влиянием условий жизни, воспитания, налагающих отпечаток на его функционирование.

В процессе жизни у человека возникают динамические стереотипы, то есть системы нервных связей в коре больших полушарий головного мозга, возникающие под влиянием разнообразных раздражителей.

Они действуют в определенной последовательности и системе. Многократное повторение раздражителей создает прочные нервные связи, которые проявляются все более легко и автоматически, без нервного напряжения. Создание и переделка динамических стереотипов требует значительной работы нервной системы. Динамические стереотипы создают фундамент привычных действий, черт характера, которые проявляются непроизвольно.

Следовательно, характер человека является сложным синтезом типа нервной деятельности и жизненных впечатлений, условий жизни, воспитания.

Люди рождаются с разными особенностями функционирования головного мозга, что обусловлено типом нервной системы, но эти физиологические отличия являются только предпосылкой для формирования в процессе жизни разных морально-психологических качеств, в частности и отличий в характере.

Формирование характера – это процесс становления стойких психологических образований под влиянием объективных и специально созданных условий. Когда действия и поступки в результате их многократных повторений становятся привычными, то они определяют типичную модель поведения человека.

Характер человека формируется в процессе его индивидуальной жизни под влиянием общественных условий. Особенно важную роль в воспитании характера имеет активная деятельность, и, прежде всего, работа как среда бытия, общения как необходимое условие самопознания и самореализации.

В процессе работы проявляются моральные, интеллектуальные, волевые и другие качества, которые приобретают значение черт характера.

Трансформация, которая происходит в современном обществе, появление новых идеалов и ценностей, обусловленных вхождением в систему рыночных отношений, создают предпосылки для формирования черт характера нового делового человека.

Среди факторов, которые имеют жизненное значение и влияют на формирование характера, особенная роль принадлежит воспитанию.

Воспитание организовывает обстоятельства жизни и направляет в нужное русло внешние влияния, создает адекватное отношение к окружающей действительности.

Вместе с тем, воспитание тормозит негативные влияния, препятствует закреплению нежелательных навыков и черт поведения.

Также действуют процессы самовоспитания и саморегуляции своего характера.

Особое место приобретает воспитание характера в подростковом возрасте. Нужно иметь ввиду, что игнорирование в воспитании возрастных особенностей подростков очень часто порождает негативизм, непослушание, невыдержанность, немотивированные поступки»[13].


Понятие конфликта
Существует несколько толкований понятия конфликт. Одним из них является такое: конфликт - это отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами лиц. Конфликт не всегда имеет положительный характер. Он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей группы ...

Психологическая помощь детям с недостаточной готовностью к школьному обучению.
Проблема психологической готовности к школьному обучению чрезвычайно актуальна. От определения ее сущности, показателей готовности, путей ее формирования зависит, с одной стороны, определение целей и содержания обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, с другой – успешность последующего развития и обучения детей в школе. Многие пе ...

Исследование гендерных различий в проявлении застенчивости в зрелом возрасте. Организация и методы исследования
Выбор методик осуществляется в соответствии с поставленными задачами. На первом этапе были исследованы современные представления о феномене застенчивости в научно-психологической литературе. На втором этапе были подобраны методики для исследования гендерных различий в проявлении застенчивости у людей зрелого возраста, отобраны лица, же ...