Психогигиена и психопрофилактика раннего материнства.

Статьи по психологии » Раннее родительство - современное состояние проблемы » Психогигиена и психопрофилактика раннего материнства.

Изменения в душевной сфере женщины, привносимые материством, одна из наиболее сложных и малоразработанных областей современной науки. Актуальность затронутой темы продиктована многими причинами. Среди них неуклонно растущее число разводов, падение рождаемости, высокая частота послеродовой депрессии в популяции (10-15%), лавинообразное увеличение сиротеющих детей при живых родителях. Сегодняшняя девальвация ценностей классического института брака – вопрос скорее филосовский и выходит за рамки настоящей работы. Скажем только, что здоровое во всех смыслах поколение, возможно воспитать лишь в условиях крепкой семьи, где испокон веков женщина чувствует себя наиболее уверенно и наиболее полно реализует свою материнскую функцию.

Выявлено, что дети от матерей, страдающих послеродовой депрессией, попадают в группу высокого риска по развитию эмоционально-поведенческих отклонений и задержек развития (Г.В. Скобло, Л.Л. Баз, 1998), психических нарушений в сфере общения и психологических проблем в подростковом возрасте (Г.Г. Филиппова, 1999). Установлено также, что нелеченная послеродовая депрессия имеет высокий риск эндогенизации (Rosenblum O., Danon G., Nestour A., 2000). Согласно Durand B. (1994), 25% случаев биполярных или униполярных аффективных расстройств возникают после родов, нередко после первых. По мнению этого автора причинами для этого являются: предрасположенность к маниакально-депрессивному синдрому либо утрата во время беременности одного из близких родственников или отсутствие мужа.

Приведённые сведения говорят о необходимости дальнейших исследований душевной сферы материнства и важности психотерапии и психопрофилактики при работе с данным контенгентом пациентов.

Подробно, по многим аспектам изучаются механизмы зачатия, развития и рождения плода. Но о «рождении» матери мы знаем далеко не так полно. Нередко различные курсы и «школы» подготовки к родам делают основной акцент на успешном прохождении родового процесса (наименее болезненно, без физических и психологических травм), что несомненно очень важно. Периоду же беременности традиционно уделяется меньнее внимание, да и то, с тех лишь позиций, как он влияет на развитие будущего ребёнка. Личностная сфера будущей матери как бы уходит на задний план. А после родов, когда женщина особенно нуждается в посторонней опеке и внимании, она зачастую вообще оказывается без профессиональной психологической помощи. Fonty B. (1994) описывает депрессивный момент недавно родившей женщины, как своеобразную паузу при смене статуса и подчёркивает, что в это время требуется поддержка окружающих. С мнением этого автора созвучна позиция отечественного психоаналитика Н.Хамитова (2001). Он пишет, что филогенетически женщина всегда зависит от рода, который трактует её как свою собственность. Женщина призвана расширить власть рода в мире через рожание. Благодаря этому род-этнос утверждается в бытии. Женщина продолжает род во имя рода поэтому всегда зависит от оценки родом её статуса. Говоря о послеродовом периоде, Rousseau P. (1994) отмечает, что в рамках ритуала перехода практически упразднена функция самоотождествления, утверждения нового статуса, которая превращает женщину без ребёнка в мать. Отсутствие статуса, точки отсчёта, структуры провоцирует развитие депрессии, вызывая чрезмерные ожидания, снижая самооценку у молодых матерей, уменьшая социальную поддержку, которой они пользовались, будучи беременными, считает автор. Заметим также, что процесс интроекции при наступлении беременности имеет не менее важное значение чем таковой при переходе «беременная - мать». По наблюдениям специалистов эти два процесса тесно связаны между собой как психологически, так и биологически (М.Оден, 1994; В.И. Брутман, М.С. Радионова, 1997; Г.Г. Филиппова, 2002).


Психосоциальные теории и групповые процессы. Психосоциальные теории, модели и виды групповой работы
Основная теоретическая модель групповой работы была обоснована К. Папелл и Б. Ротман. В ее основе лежат теоретические подходы из эго-психологии, когнитивной теории и теории социального научения, ролевых теорий и теории коммуникации. Эго-психология предлагает концепции, объясняющие внутреннюю самоорганизацию индивида и его отношения с в ...

Развитие внимания
Вместе с тем известно, что в возрасте 41-46 лет наивысшего уровня развития достигает функция внимания. И несмотря на то что в это же время отмечается один из самых низких уровней функций памяти, люди, достигшие данного возраста, обладают наилучшими возможностями для активного обучения и самообразования, сохраняют потенциальные возможнос ...

Политический конфликт
Политический конфликт – столкновение субъектов политики в их взаимном стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные прежде всего с достижением власти или ее перераспределением, а также с изменением их политического статуса в обществе. Источник политических конфликтов универсален – это все го же удовлетворение базовых потребнос ...