Основные положения рационально-эмотивной терапии
Страница 1

Статьи по психологии » Современные направления зарубежной психологии » Основные положения рационально-эмотивной терапии

Основные положения. Создатель метода рационально-эмотивной терапии (РЭТ) Альберт Эллис(р. в 1913 г.) начинал как ортодоксальный психоаналитик, затем обучался под руководством К. Хорни. В 1950-е гг. А. Эллис сформулировал ряд положений, которые легли в основу нового направления в практической психотерапии. Одним из таких положений является высказывание древнеримского стоика Эпиктета: «Людям мешают не вещи, а то, какими они их видят». В нем легко прослеживается одна из основных идей всего когнитивизма, начиная с Дж. Келли и до новейших исследований по психосемантике, а именно: человек отражает и переживает действительность в зависимости от структуры его индивидуального сознания (Франселла, Бан-нистер, 1987). Отсюда следует, что основной предмет анализа психической деятельности в РЭТ — изучение способов рассуждений и действий. А. Эллис, по-видимому под влиянием идей А. Адлера, значительное внимание в своей концепции уделяет переструктурированию .^-высказываний и анализу безусловно принятых норм и долженствований личности. Основываясь на рационалистическом подходе к структуре индивидуального сознания, РЭТ стремится освободить пациента от сложившихся стереотипов и клише, обеспечить более свободный и непредубежденный взгляд на мир.

Представление о человеке. В концепции А. Эллиса человек трактуется как «самооценивающий, самоподдерживающий и самоговорящий». К тому же человек рождается с определенным психическим потенциалом, имеющим две стороны: рациональную (отражающую стремление к любви и личностному росту) и иррациональную, деструктивную (включающую разрушительную и самообвинительную тенденции). Согласно А. Эллису, психологические проблемы проявляются тогда, когда человек пытается следовать простым предпочтениям (желаниям любви, одобрения и т.п.) и ошибочно полагает, что они — абсолютное мерило его жизненного успеха. К тому же человек — существо, чрезвычайно подверженное различным биологическим, психологическим и социальным влияниям.

Основные теоретические положения концепции. Согласно концепции А. Эллиса, источник психологических нарушений при всем своем многообразии - система индивидуальных иррациональных представлений о мире, усваиваемая в основном в детстве от значимых взрослых. Невроз, в частности, трактуется как «иррациональное мышление и поведение». Сердцевина же эмоциональных нарушений — как правило, самообвинение. Важным понятием в РЭТ является понятие ловушка, т.е. все те когнитивные образования, которые сознают необоснованную (невротическую) тревогу, раздражительность и т.п. А. Эллис утверждает, что хотя быть любимым в атмосфере принятия и приятно, человек должен также чувствовать себя достаточно устойчивым и вне такой атмосферы. Поэтому в рамках данного направления разработан своеобразный «кодекс невротика» - перечень ошибочных умозаключений, стремление реализовать которые на практике ведет к психологическим проблемам. Среди них: «Я должен всем доказать, что я - преуспевающий, умелый и удачливый человек»; «Когда меня отвергают — это ужасно»; «Я должен нравиться всем значимым для меня людям»; «Лучше всего — ничего не делать, пусть жизнь решает сама». А. Эллис предложил поликомпонентную структуру поведенческих актов личности, названную им первыми буквами латинского алфавита (ABCDE-теория). Эта теория, скорее даже концептуальная схема, нашла широкое применение в практической психотерапии, поскольку позволяет самому пациенту в форме дневниковых записей вести эффективное самонаблюдение и самоанализ. В этой концептуальной схеме А — активирующее событие; В (belief) — мнение о событии; С (consequence) - последствие (эмоциональное или поведенческое) события; D (dispating) - последующая реакция на событие (в результате мыслительной переработки); Е (effect) - завершающее ценностное умозаключение (конструктивное или деструктивное).

Страницы: 1 2


Помощь родильнице.
Первый час после родов – очень важное время для матери и малыша. Оно может до некоторой степени определить, как ребёнок будет относиться к матери, что, в свою очередь, может повлиять на его отношения с другими людьми и с миром, его окружающим. Этот критический период после родов может сильно повлиять на способность человека любить и воо ...

Мотивация (характеристики). Классификация мотивов
Мотивы бывают осознанными и неосознанными. Работа по осознаванию мотивов требует опыта и Интел напр.Мотивы- цели – характерны для зрелых личностей. Если у че-ка есть мотивы, ему легче выполнять деятельность. Личностный смысл – (ввел Леонтьев) форма проявления мотива в сознании. Переживание, повышенная субъективная значимость предмета, о ...

Становление самооценки и социально психологические характеристики дошкольника в процессе взаимодействия в группе. Закономерности развития самооценки и самосознания дошкольника.
К началу каждого периода складывается неповторимое отношение ребенка с окружающей действительностью – социальная ситуация развития. Она закономерно определяет его образ жизни, что ведет к возникновению новообразований. Новообразования влекут за собой новую структуру сознания ребенка, изменение отношений. Развитие личности ребенка включ ...