Основные положения рационально-эмотивной терапииСтраница 2
Анализ поведения пациента или самоанализ осуществляется по схеме «событие - восприятие - реакция - обдумывание - вывод» и обладает весьма высокой продуктивностью и обучающим эффектом. В целом же психологические предпосылки применения РЭТ следующие:
1) согласие пациента на использование РЭТ;
2) признание им личной ответственности за разрешение своих проблем;
3) принятие идеи, что имеется возможность устранения этих проблем;
4) признание того факта, что эмоциональные проблемы проистекают из иррациональных представлений;
5) обнаружение (осознание) этих представлений;
6) признание полезности серьезного обсуждения этих представлений;
7) согласие бороться со своими алогичными суждениями. Цели психотерапевтической помощи. Главное — помощь в пересмотре системы убеждений, норм и представлений. Частная цель — освобождение от идеи самообвинения.
А. Эллис сформулировал ряд желаемых качеств, достижение которых может выступить конкретной целью консультативной или психотерапевтической работы: социальный интерес, интерес к себе, самоуправление, терпимость, гибкость, принятие неопределенности, научное мышление, вовлеченность, самопринятие, способность к риску, реальный взгляд на вещи.
Позиция психотерапевта. Позиция психотерапевта или психолога-консультанта, работающего в русле данной концепции, безусловно директивна. Он разъясняет, убеждает, он — авторитет, который опровергает ошибочные суждения, указывая на их неточность, произвольность и т.п. Психотерапевт апеллирует к способности пациента мыслить и. по выражению А. Эллиса, не занимается «отпущением грехов», после которого пациенту, может быть, и «легче чувствуется», но неизвестно, легче ли живется.
Позиция пациента. Ему отводится роль ученика и, соответственно, его успех трактуется в зависимости от мотивации и идентификации с ролью учащегося. Предполагается, что пациент проходит три уровня инсайта: поверхностный (осознание проблемы), углубленный (распознавание собственных интерпретаций) и глубинный (на уровне мотивации к изменению).
Психотерапевтические техники, используемые в рацио-нально-эмотивной терапии. РЭТ характеризуется широким набором психотерапевтических техник, в том числе заимствованных из других направлений и объединенных ярко выраженным прагматизмом.
• Обсуждение и опровержение иррациональных взглядов: психотерапевт активно дискутируете пациентом, опровергает его иррациональные взгляды, требует доказательств, уточняет логические основания и т.д.
Большое внимание уделяется смягчению категоричности. Вместо «ты должен» - «мне бы хотелось»; вместо «будет ужасно если .» - «наверное, не совсем удобно будет, если .».
• Когнитивное домашнее задание: проведение самоанализа по ABCDE-модели с переструктурированием привычных вербальных реакций и интерпретаций.
• Рационально-эмотивное воображение: пациента просят ярко вообразить трудную для него ситуацию и чувства в ней, затем предлагается изменить самоощущение в ситуации и посмотреть, какие изменения в поведении это вызовет.
• Ролевая игра: обычно проигрываются беспокоящие ситуации, прорабатываются неадекватные интерпретации, в особенности несущие в себе элементы самообвинения и самоуничижения.
• Атака на страх, дается домашнее задание, смысл которого заключается в выполнении действия, обычно вызывающего страх или психологические затруднения у пациента.
Опытно-экспериментальная работа: влияние уровня развития рефлексии на
коммуникативные способности подростка. Констатирующий этап
В начале работы нами была поставлена гипотеза: мы предполагаем, что в подростковом возрасте уровень развития рефлексии влияет на развитие коммуникативных способностей подростка.
Для того чтобы ее доказать мы провели опытно-экспериментальную работу на базе Межшкольного учебного комбината с подростками 12-14 лет в количестве 10 человек. ...
Выявление социометрического статуса
Социометрический опросник (см. приложение 2) был роздан сразу после прохождения методики Айзенка. Социометрический опрос проводился по параметрическому методу, т.е. с ограничением количества выборов. В опроснике было предложено сделать три «положительных» и три «отрицательных» выбора на поставленные вопросы. После раздачи опросников сле ...
Сюжетно – ролевые игры дошкольников
В первом полугодии учебного года воспитатель интенсивно формирует у детей игровые умения и главным образом ролевое поведение. Он включает ребят в совместную игру или предлагает сюжет в виде небольшого рассказа.
В младших группах у детей уже сформированы основные игровые умения, позволяющие им развертывать в процессе игры ряд взаимосвяз ...

