Основные положения рационально-эмотивной терапии
Страница 2

Статьи по психологии » Современные направления зарубежной психологии » Основные положения рационально-эмотивной терапии

Анализ поведения пациента или самоанализ осуществляется по схеме «событие - восприятие - реакция - обдумывание - вывод» и обладает весьма высокой продуктивностью и обучающим эффектом. В целом же психологические предпосылки применения РЭТ следующие:

1) согласие пациента на использование РЭТ;

2) признание им личной ответственности за разрешение своих проблем;

3) принятие идеи, что имеется возможность устранения этих проблем;

4) признание того факта, что эмоциональные проблемы проистекают из иррациональных представлений;

5) обнаружение (осознание) этих представлений;

6) признание полезности серьезного обсуждения этих представлений;

7) согласие бороться со своими алогичными суждениями. Цели психотерапевтической помощи. Главное — помощь в пересмотре системы убеждений, норм и представлений. Частная цель — освобождение от идеи самообвинения.

А. Эллис сформулировал ряд желаемых качеств, достижение которых может выступить конкретной целью консультативной или психотерапевтической работы: социальный интерес, интерес к себе, самоуправление, терпимость, гибкость, принятие неопределенности, научное мышление, вовлеченность, самопринятие, способность к риску, реальный взгляд на вещи.

Позиция психотерапевта. Позиция психотерапевта или психолога-консультанта, работающего в русле данной концепции, безусловно директивна. Он разъясняет, убеждает, он — авторитет, который опровергает ошибочные суждения, указывая на их неточность, произвольность и т.п. Психотерапевт апеллирует к способности пациента мыслить и. по выражению А. Эллиса, не занимается «отпущением грехов», после которого пациенту, может быть, и «легче чувствуется», но неизвестно, легче ли живется.

Позиция пациента. Ему отводится роль ученика и, соответственно, его успех трактуется в зависимости от мотивации и идентификации с ролью учащегося. Предполагается, что пациент проходит три уровня инсайта: поверхностный (осознание проблемы), углубленный (распознавание собственных интерпретаций) и глубинный (на уровне мотивации к изменению).

Психотерапевтические техники, используемые в рацио-нально-эмотивной терапии. РЭТ характеризуется широким набором психотерапевтических техник, в том числе заимствованных из других направлений и объединенных ярко выраженным прагматизмом.

• Обсуждение и опровержение иррациональных взглядов: психотерапевт активно дискутируете пациентом, опровергает его иррациональные взгляды, требует доказательств, уточняет логические основания и т.д.

Большое внимание уделяется смягчению категоричности. Вместо «ты должен» - «мне бы хотелось»; вместо «будет ужасно если .» - «наверное, не совсем удобно будет, если .».

• Когнитивное домашнее задание: проведение самоанализа по ABCDE-модели с переструктурированием привычных вербальных реакций и интерпретаций.

• Рационально-эмотивное воображение: пациента просят ярко вообразить трудную для него ситуацию и чувства в ней, затем предлагается изменить самоощущение в ситуации и посмотреть, какие изменения в поведении это вызовет.

• Ролевая игра: обычно проигрываются беспокоящие ситуации, прорабатываются неадекватные интерпретации, в особенности несущие в себе элементы самообвинения и самоуничижения.

• Атака на страх, дается домашнее задание, смысл которого заключается в выполнении действия, обычно вызывающего страх или психологические затруднения у пациента.

Страницы: 1 2 


От предсказания к сенситизации
Главной задачей психологии традиционно считается предсказание и контроль поведения. С нашей точки зрения, такое понимание задачи уводит нас в ложном направлении и не оправдывает проведение научных исследований. Сформулированные нами принципы человеческого поведения могут иметь ограниченную во времени предсказательную силу, и даже само и ...

Классификация игр
В средней группе игры детей становятся более разнообразными. Развитие речи, достаточный запас знаний воспитанников позволяют педагогам формировать у них более сложные умения в различный видах игр: сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных. Дети начинают различать характерные особенности каждого вида игры и использовать в своей деятельно ...

Функции эмоций
Функция эмоций — это узкое природное предназначение, работа, выполняемая эмоциями в организме, а их роль (обобщенное значение) — это характер и степень участия эмоций в чем-либо, определяемая их функциями, или же их влияние на что-то помимо их природного предназначения (т. е. вторичный продукт их функционирования). Роль эмоций может быт ...