Выбор методов и методик психологического исследования. Выборка для эмпирического исследования

Статьи по психологии » Структура и этапы психологического исследования » Выбор методов и методик психологического исследования. Выборка для эмпирического исследования

Основными методами научного исследования являются: наблюдение, эксперимент, моделирование. Выбор методов исследования обусловлен особенностями объекта и предмета исследования и поставленными целями.

Метод – способ выполнения чего-либо, упорядоченная работа с фактами и концепциями, принцип и способ сбора, обработки или анализа данных, а также принцип воздействия на объект.

Методика – форма реализации метода, совокупность приемов и операций (их последовательность и взаимосвязь), процедура или набор процедур для достижения определенной цели. В психологическом исследовании: формализованные правила сбора, обработки и анализа информации. С помощью методики фиксируют характеристики поведения и воздействуют на объект. В большинстве случаев для изучения сходных сторон объекта можно использовать различные методики, что обеспечивает взаимную верификацию данных, получаемых различными методиками.[8]

Этап выбора методов и методик тесно связан с конкретизацией исследовательских гипотез.

При выборе методик следует учитывать возможности и ограничения каждой входящей в набор методики по точности и надежности фиксации выраженности исследуемых качеств. Следует отдавать предпочтение тем методикам, которые достаточно полно описаны в руководствах по их применению. Очень важна степень разработанности методики. В руководстве должны быть представлены достаточно развернутые интерпретации шкал, описана апробация методики, отражены количественные и качественные результаты апробации, даны рекомендации относительно формы и содержания заключения и другие необходимые составляющие руководства в соответствии с требованиями стандартов.[11]

При составлении набора методик целесообразно руководствоваться принципом дополнительности. Друг друга должны дополнять данные качественного и количественного характера, субъективные и объективные показатели.

Более надежные выводы получаются, когда научные факты, полученные по одному методу, одной методике, могут быть подтверждены, продублированы данными, полученными по другим.

К основным группам методов психологической диагностики можно отнести следующие:

• методы измерения функциональных показателей, использования психофизиологических индикаторов психических явлений;

• обсервационные методы – методы наблюдения и самонаблюдения;

• праксиметрические методы, основанные на анализе продуктов деятельности;

• субъективно-оценочные, основанные на анализе ответов испытуемых на вопросы и суждения опросников, анализе выборов альтернативных суждений, выборов градаций шкал и так далее;

• проективные, связанные с анализом особенностей интерпретации внешне неопределенного материала, становящегося объектом проекции;

• ассоциативные, основанные на анализе ассоциативных ответов и выборов испытуемых. Цветоассоциативные методы, связанные с анализом выборов цветов по степени приятности и по ассоциации с понятиями, перечень которых предложен диагностом.[2]


Методика «Количественные отношения»
Данная методика предназначается для оценки логического мышления взрослого человека и подростков. Обследуемым предлагаются для решения 18 логических задач. Каждая из них содержит 2 логические посылки, в которых буквы находятся в некоторых численных взаимоотношениях между собой. Опираясь на предъявленные логические посылки, надо решить, в ...

Результаты исследования
Первый этап эмпирического исследования реализовывался на группе 30 человек показал следующее. Результаты выбора типа оргкультуры участниками исследования первой (10 человек руководящего звена) и второй (20 человек среднего звена) группы были оформлены в таблицы. Таблица №3.1 Выбор типа оргкультуры группой №1 (руководящее звено) № п ...

Основная часть
Убеждением называется метод воздействия на сознание личности через её собственное мышление. В результате чего он сам приходит к выводу, мнению о том, что поступок, который вы от него требуете необходим. То есть человеку, до которого доведена некая информация, прямо или косвенно предлагается: - осмыслить её; - критично подойдя к ней, ...