Приложение
Страница 2

Все эти философские направления, конечно, очень разные. Но их объединяет общая черта: они утверждают ограниченность человеческого познания, приводят к заключению, что деятельность разума имеет только вспомогательное значение. Наука может дать лишь картину неживой природы. Выдвигаются идеи об иррациональных инстинктивных способах познания, которые якобы превосходят разум, логическое же мышление не может проникнуть в сущность жизни. www.basicpsy.ru

Вот в таких условиях общественной ситуации и положения в науке и философии психология в начале XX в. вступила в период открытого кризиса. Его источником явились запросы практики, необходимость ответить на которые привела как к осознанию недостаточности прежних теоретических взглядов, развиваемых эмпирической интроспективной ассоцианистической психологией, так и к появлению новых направлений в исследованиях исследований и новых концепций. Как и в естествознании, открытый кризис в психологии явился свидетельством развития этой науки.

Преобразование представлений о природе, о закономерностях в развитии психики и сознания на основе и в результате мощного развития собственно психологического эксперимента, применение психологических знаний к различным областям науки и практики - медицинской, педагогической, области производства, транспорта, торговли, военного дела и др., развитие объективных исследований в детской психологии и зоопсихологии способствовали возникновению ряда новых направлений, которые ставили своей задачей изменение представлений о теоретических основах психологической науки.

Таким образом, можно говорить о трех группах факторов и условий, в контексте которых возник и развивался кризис в психологии: общественно и культурно исторические, положение в науке и философии и ситуация в самой психологической науке.

Строго говоря, начало кризиса можно датировать началом развития психологии как экспериментальной науки. А.Н. Ждан обозначает его как первый период кризиса - период возникновения кризисной ситуации - и указывает его границы: третья четверть 70-х гг. XIX в. - первое десятилетие XX в. В 1879 году В.Вундт основал в г.Лейпциге первую в мире психологическую лабораторию, этот год считается годом рождения психологии как самостоятельного научного знания.

Согласно его теории психология должна изучать элементы, из которых состоит душа, связи, существующие между этими элементами и законы, согласно которым образуются эти связи. Он считал, что психика и сознание тождественны. Сознание человека ученый представлял себе в виде сенсорной мозаики. Структура психики включает в себя три элемента: ощущения, представления и чувства.

В лаборатории В. Вундт экспериментально изучал лишь элементарные психические процессы – это ощущения и простейшие чувства. При этом такие сложные психические процессы как мышление и воля, по его мнению, можно изучать лишь через самонаблюдение и, следовательно, они не могут быть подвергнуты эксперименту. Поэтому для В. Вундта ведущим методом исследования психики оставалась интроспекция. Эксперимент определялся как вспомогательный метод. Вскоре ближайшие ученики. В. Вундта доказали, что экспериментально можно изучать всю психику. Именно данный факт, а также разногласия по поводу предмета психологии привели к расколу школы В. Вундта и образованию на современном этапе многих направлений в психологической науке. В.Вундт описал законы психической жизни:

закон гетерогенности целей гласит о том, что в процессе волевой деятельности может происходить смена мотивов;

закон творческого синтеза – свойства целого не могут быть поняты из анализа свойств его элементов;

закон психического контраста – чувства развиваются и усиливаются противоположными чувствами;

закон связующих отношений – элементы, попадая в новую систему, приобретают свойства данной системы.

Вундт впервые определил существование не только индивидуальной, но и коллективной психики. Его труды по психологии народов легли в основу создания этнической психологии. Таким образом, В.Вундт первым попытался реализовать научные психологические исследования, четко определил их предмет и методы.

Страницы: 1 2 3 4 5


Программа занятий
Психологическая готовность к школьному обучению – одна из важнейших проблем детской и педагогической психологии. От ее решения зависит, как построение оптимальной программы воспитания и обучения дошкольников, так и формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальных классов. Мы предлагаем программу занятий, направленных ...

Конфликт в молодой семье - его сущность, структура, виды и причины возникновения
Анализ научной литературы свидетельствует, что семей без конфликтов практически не бывает, в особенности это относится к молодым семьям. Человек находится в постоянном конфликте даже с самим собой. Конфликты существенно различаются в разных семьях по характеру и частоте, а главное, по умению супругов их разрешать, по культуре поведения ...

Роль и функции руководителя. Основные требования к качествам руководителя
Руководитель – это не профессия, это социально-производственная роль, общественная позиция человека в данном конкретном коллективе. Для успешного управления трудовым коллективом руководитель должен обладать определенным набором качеств, которые подразделяются на деловые, политические и моральные. Деловые качества характеризуются налич ...