Экспериментальное изучение гармоничного развития
детей до и после рождения. Организация
экспериментаСтраница 1
В задачи наших исследований входило определение важности психологической поддержки родителей для гармоничного развития ребенка.
Исследования проводились нами в качестве наблюдений хронологического порядка событий за двумя группами будущих матерей, в первой из которых (контрольной) не проводилось специальной психологической подготовки; вторая же группа (экспериментальная) регулярно занималась целенаправленной психологической подготовкой к рождению и гармоничному развитию ребенка. Наблюдения проводились за их рожденными детьми и результатами через 7-10 месяцев после рождения; реакцией детей в младенческом возрасте на психологическую поддержку матери и её отсутствие.
Было проведено два исследования.
Первое исследование охватывает период до рождения ребенка (беременность матери) и 7-9 месяцев после рождения.
Наблюдались две группы матерей и младенцев.
Первая группа - матери, не проходившие психологическую подготовку к рождению ребенка в пренатальный период.
Вторая - группа матерей из Центра развития ребёнка города Набережные Челны.
В первой группе беременность протекала как обычно, матери соблюдали умеренный режим, ограничение передвижений и физической нагрузки, находились под присмотром врачей, но психологической стороне рождения будущего ребенка внимания не уделяли.
Будущие матери второй группы сознательно готовились к появлению ребенка.
Вместе с мужьями они посещали специальные занятия, направленные на благоприятное протекание беременности, общение с еще не рожденным ребенком, учились контролировать свои эмоции, уходить от отрицательных эмоций. Для этого они слушали музыку, общались с природой, рисовали картины, посещали театры, шили игрушки, занимались аутотренингом. Также они посещали специальную группу по плаванию, активно занимались спортом, даже обливались холодной водой. В общем, отказались от общепринятого режима протекания беременности. Будущие отцы всячески помогали им в этом, учились бережно относиться к своим женам, помогали им достичь психического равновесия, гармонии.
После рождения ребенка старались сделать его приход в этот мир как можно более мягким, смягчить психическую травму при рождения. Для этого его не отлучали от родителей, сразу прикладывали к груди, клали к матери на живот, то есть происходил контакт матери и ребенка, все это происходило в благоприятной обстановке.
Эти дети - все, без исключения, по сравнению с детьми, которые были рождены в роддоме, быстрее стали адаптироваться к новым условиям. Они меньше плакали, быстрее успокаивались, были более зрелыми физиологически, у них не были сжаты все время кулачки, не было повышенного тонуса; фиксировать взгляд на предмете и улыбаться начали значительно раньше. Это отмечали также многие матери, у которых это был уже не первый ребенок, а первый появился в обычных условиях.
Вскоре после рождения родители со своими новорожденными детьми начинали посещать специальные плавательные группы для младенцев, занимались с ними динамической и статической гимнастикой, закаляли, с самого рождения разговаривали, часто гладили их, делали массаж.
Также детей редко пеленали, часто выкладывали на живот, никогда не отказывали в ласке, брали на руки, окружали яркими предметами, то есть создавали богатую среду для активного развития; на каждый новый успех (дотянулся до игрушки, перевернулся, сел и так далее) бурно реагировали, радовались его достижению, хвалили, поощряли к дальнейшим успехам; давали слушать музыку, которую матери слушали еще до их рождения, под которую дети быстро успокаивались.
Функции эмоций и чувств,
их значение в жизни человека
Эмоции и чувства выполняют следующие функции:
– Сигнальная (коммуникативная) функция выражается в том, что эмоции и чувства сопровождаются выразительным движениями: мимическими (движение мышц лица), пантомимическими (движение мышц тела, жесты), изменениями голоса, вегетативными изменениями (потоотделение, покраснение или побледнение ко ...
Сравнительный анализ социально- психологического и
психотерапевтического тренингов
Мы в своей работе проведём сравнительный анализ социально-психологического тренинга с психотерапевтическим по заданной схеме:
Цели ведущего.
Результаты участника.
Результаты группы.
Средства, с помощью которых достигаются данные результаты. Основными целями тренера, или ведущего, и в социально-психологическом тренинге (СПТ), и в пси ...
Характеристика проективных методик
Для выявления личностных особенностей в психодиагностике используются специальные методики — личностные опросники и проективные методы. Опросниками называются методики, содержащие в качестве материала вопросы, на которые обследуемый должен ответить, или утверждения, с которыми он должен согласиться либо не согласиться. Ответы даются в с ...