Виды речи и их развитие
Страница 3

Наряду с устной речью выделяется письменная речь, которая выступает в различных формах: письменного сообщения, доклада, повествования, письменного выражения мыслей и т.д. Структура письменной речи резко отличается от структуры устной диалогической или устной монологической речи. Главной особенностью письменной речи является отсутствие собеседника. Ее содержание, мотив и замысел определяются субъектом, который ее осуществляет, контролирует и корректирует. Письменная речь почти не имеет вне языковых средств выражения, то есть она основана на использовании развернутых грамматических средств языка.

А.Р. Лурия, изучавший письменную речь, указывает, что она должна быть максимально синсематична, и используемые ею грамматические средства должны быть достаточными для выражения передаваемого сообщения. В отличие от устной речи, письменную можно перечитать, возвратиться ко всем включенным в нее звеньям. Письменная речь появляется в результате специального обучения, включающего сознательное овладение средствами письменного выражения мыслей. На ранних ступенях формирования письменной речи требуется овладение ее техническими средствами: написанием звуков, букв, слов и т.д. Лишь значительно позже предметом сознательных действий ребенка становится выражение мысли с помощью письменной речи.

Письменная речь включает ряд обязательных операций: выделение фонем, изображение их буквами, синтез букв, переход от одного слова к другому. Лишь постепенно письменная речь автоматизируется и превращается в несознаваемые операции. Письменная речь включает ряд процессов фонематического уровня: поиск отдельных звуков, их противопоставление, кодирование отдельных звуков в буквы, сочетание отдельных звуков и букв в целые слова. Она включает также в свой состав лексический уровень: подбор слов, поиск подходящих словесных выражений, их противопоставление другим лексическим альтернативам.

Письменная речь включает также в свой состав сознательные операции синтаксического уровня. Это значит, что пишущий при построении фраз использует не только речевые навыки, но и правила грамматики и синтаксиса. Следовательно, письменная речь протекает по правилам развернутой грамматики, что делает ее содержание понятным. Поэтому в письменной речи длина фразы значительно длиннее, чем в устной речи. Она протекает в более медленном темпе, чем устная речь, позволяет многократное обращение к написанному, обеспечивает сознательный контроль за протекающими операциями.

А.Р. Лурия рассматривает письменную речь как орудие уточнения и отработки мыслительного процесса. Поэтому письменная речь может использоваться для формирования мышления.

Качество письменной речи зависит от уровня культуры, образованности человека. Письменная речь приобщает человека к миру культуры, так как письменная речь не имеет дополнительных средств воздействия на воспринимающего, то ее восприятие обязательно предполагает работу воображения.

Различают также обыденную и художественную речь. Обыденная устная речь выразительна. Она вплетена в живое общение людей. Для этой речи характерно и существенно соответствие ее лексических, грамматических и интонационных средств содержанию, условиям и задачам общения. Художественная устная речь относится к области искусства. Она требует определенных способностей и специального обучения. Это речь чтецов, рассказчиков, актеров и других специалистов в области художественного слова.

Страницы: 1 2 3 4


Принципы организации тренинговых групп. Условия успешной работы. Сравнительный анализ социально–психологического и психотерапевтического тренингов. Условия успешной работы Т-групп
Ведущим принципом организации социально-психологического тренинга является принцип диалогизации взаимодействия, т.е. полноценного межличностного общения. Оно базируется на уважении к чужой мысли, доверии, избавлении участников от взаимных подозрений, неискренности, страха и т.п. явлений. Уровень организации работы в значительной мере з ...

Теоретические подходы к вандализму. Эстетическая теория
В. Оллен и Д. Гринбергер рассматривают вандализм с позиций теории возбуждения, а также экспериментальной эстетики. Эстетическая теория изучает внутренние психологические процессы, присущие самому акту разрушения. Вандализм трактуется как процесс, доставляющий удовольствие. Авторы опираются на тезис, что гедонистическая ценность стимула ...

Чувство неполноценности и компенсация
В самом начале своей карьеры, когда он еще сотрудничал с Фрейдом, Адлер опубликовал монографию, озаглавленную "Исследование неполноценности органа и ее психической компенсации". В этой работе он развил теорию о том, почему одно заболевание беспокоит человека больше, чем другое, и почему одни участки тела болезнь поражает скоре ...