Виды речи и их развитие
Страница 1

По степени произвольности, наличию волевого усилия различают произвольную и непроизвольную речь.

По экстериоризованности и интериоризованности выделяется внешняя и внутренняя речь.

По роли планирования (программирования) речь бывает активной (всегда программируется), реактивной (требует структурной организации, но в меньшей степени) и вспомогательной (при чтении, воспроизведении не требуется строгая организация).

По сложности психофизиологического механизма речь может быть хоровой, эхолалической (повторение), назывной и коммуникативной.

Внешняя речь включает в себя несколько своеобразных видов речи – устную и письменную. Устная или коммуникативная речь может быть монологической и диалогической.

Коммуникативно-активная речь (Монологическая) – это развернутый вид речи, содержащий последовательные высказывания. Монологическая речь – это длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей одним человеком. Она может разворачиваться в форме доклада, рассказа, выступления. Монологическая речь развивается на основе диалогической.

Монологическая речь должна быть связной и контекстной, мысли должны излагаться последовательно и логично. Она обычно бывает более грамотна по построению и зачастую требует предварительной подготовки.

Коммуникативно-реактивная (диалогическая) речь в большей степени ситуативна и обусловлена предыдущим высказыванием (контекстуальна). Диалог – это обмен репликами в процессе непосредственного общения одного или нескольких человек. Это наиболее простая форма речи, речь поддерживаемая, свернутая.

Диалог ведется при эмоционально-экспрессивном контакте говорящих в условиях их взаимного восприятия друг другом. Диалог отличается ситуативностью, то есть каждая реплика является реакцией на предыдущую.

Диалогическая речь мало организованна, она может иметь грамматические недостатки и использовать клише (привычные сочетания слов).

Диалогическая сущность речевого общения, понимания и сознания была наиболее глубоко изучена и раскрыта в работах известного отечественного литературоведа и психолингвиста М.М. Бахтина. Реальной единицей речевого общения, он считал высказывание, которое принципиально отличается от предложения как единицы языка. Граница любого конкретного высказывания (речевая длина) определяется сменой говорящих субъектов, то есть партнеров диалога. Высказывание понималось им как предельно широкий акт: в диапазоне от односложной реплики бытового разговора до романа или научного трактата. Высказывание заканчивается передачей слова другому. Между высказываниями существуют специфические отношения: вопроса-ответа, утверждения-возражения, утверждения-согласия, приказа-исполнения и т.д.

Он показал, что высказывание отличается от предложения, в котором всегда есть относительно законченная мысль, непосредственно соотносимая с другими мыслями того же говорящего. По окончании предложения говорящий делает паузу, чтобы затем перейти к следующей своей мысли, продолжающей первую.

М.М. Бахтиным были выявлены основные особенности высказываний. Первая – это смена речевых субъектов. Второй специфической особенностью высказывания является его завершенность или целостность. Им было выявлено, что она определяется тремя факторами: предметно-смысловой исчерпанностью высказывания, речевым замыслом или речевой волей говорящего; типическими, композиционно-жанровыми формами завершения (бытовой рассказ), письмо, военная команда.

Страницы: 1 2 3 4


Р-е П-ких знаний в рамках учения о душе и учений о сознании
1этап- от античности до 19 века. 2 этап- с 19 века до наст. времени. 1 этап- 1ое представление о душе сложилось в античной П, => 2 направления: материализм и идеализм. Вершиной античного матер-зма был атомдестическии матер-зм Демокрита - все состоит из мельчайших не видимых глазом частиц-атомов. Разнообразие окруж. мира и людей-ртомы ...

Характеристика выборки, методов и методик исследования. Характеристика выборки и этапов исследования
Исследование проводилось в 9 А классе МОУ СОШ № 5 города Мыски Кемеровской области. В исследовании приняло участие 28 человек, из которых 15 девочек и 13 мальчиков в возрасте 14 – 16 лет. Можно выделить следующие три этапа исследования: 1. Подготовительный этап, на котором прошел подбор методик для исследования, подготовка раздаточног ...

Общение с собой как способ преодоления «критических» ситуаций
Мы знаем, что на внешнее можно повлиять своим поведением, изменить его. По отношению же ко внутреннему мы вынуждены оставаться бессильными, так как не знаем с какой стороны подступиться, как на него воздействовать. Но это только представления сложившиеся о рефлексии. Для того чтобы показать, насколько глубоко внедрились эти ложные пред ...