Виды речи и их развитие
Страница 2

В общем и целом всякое высказывание, по мнению М.М. Бахтина, – это живое триединство, включающее в себя отношения, во-первых, к самому говорящему (автору); во-вторых, к другим участникам речевого общения и к их высказываниям; в-третьих, к предмету, о котором спорят.

Всякое высказывание характеризуется своей обращенностью, адресованностью к кому-либо, которая может быть слабо выражена вовне, но проявляться в содержании, экспрессии, стиле, композиции. Не учитывая этих признаков, нельзя понять суть высказывания, поскольку, по словам М.М. Бахтина, «наша мысль рождается и формируется в процессе взаимодействия и борьбы с чужими мыслями». В связи с этим он ввел понятие «диалогической активности», то есть вопрошающей, провоцирующей, отвечающей, соглашающейся, возражающей и т.д. За высказываниями стоят и в них выражают себя реальные или потенциальные речевые субъекты. Для М.М. Бахтина взаимосвязи между репликами реального диалога (беседы, дискуссии и т.д.) являются своеобразным видом диалогических отношений. Он развивал мысль о равноправности людей в их диалогических взаимоотношениях, подчеркивая, что диалог возможен лишь между целыми высказываниями разных речевых субъектов. Диалог с самим собой он считал вторичным. Он писал, что два высказывания, отдаленные друг от друга и во времени, и в пространстве, ничего не знающие друг о друге, при смысловом сопоставлении обнаруживают диалогические отношения, если между ними есть хоть какая-нибудь смысловая конвергенция (хотя бы частичная общность темы, точки зрения и т.д.).

М.М. Бахтин резюмирует свой подход выводом о том, что «…единственно адекватной формой словесного выражения подлинной человеческой жизни является незавершимый диалог. Жизнь по природе своей диалогична. Жить – значит участвовать в диалоге: вопрошать, внимать, ответствовать, соглашаться и т.д. В этом диалоге человек участвует весь и всею жизнью: глазами, губами, руками, душой, духом, всем телом, поступками. Он вкладывает всего себя в слово, и это слово входит в диалогическую ткань человеческой жизни, в мировой симпозиум».

Однако А.Н. Брушлинский и В.А. Поликарпов считают, что диалогические отношения не сводятся лишь к противоречию, борьбе, спору, несогласию. К числу важнейших диалогических отношений ими причислено и согласие. Они дают несколько иное, более расширительное толкование диалога и уточняют его определение.

Диалог характеризуется ими как живое общение между людьми, в процессе которого его участники, духовно обогащая друг друга, выражают, преобразуют, развивают свои мысли и чувства, вырабатывают общую позицию или, наоборот, остаются при своих взглядах, теперь уже уточненных. Они подчеркивают, что главное здесь – не сопоставление самих по себе идей, теорий или позиций, а именно диалог их авторов – субъектов, приводящий к их духовному развитию. Отсюда делается вывод, что диалог является важнейшей формой непрерывного взаимодействия человека с миром (с другими людьми, с вещами и т.д.), когда в

процессе обмена репликами, вопросами, ответами субъект развивается именно в результате такого общения. В этом подходе исследователями отчетливо реализуется методологический принцип субъекта.

Страницы: 1 2 3 4


Учение о мотивации
Так как работа направлена на изучение мотивации, то необходимо дать основные понятия, касающиеся учения о мотивации. Мотивации (франц. motivation побуждение, влечение) – эмоционально окрашенные стремления животных и человека к удовлетворению основных биологических (и социальных) потребностей. Мотивации включены в центральные механизмы ...

Природа и теории эмоций
Факт тесной связи эмоций с жизненными процессами указывает на природное происхождение по крайней мере самых простейших эмоций. Во всех тех случаях, когда жизнь живого существа замирает, частично или полностью утрачивается, прежде всего обнаруживается, что исчезли ее внешние, эмоциональные проявления. Участок кожи, временно лишенный кров ...

Творческие игры
Творческие игры – игры, в которых проявляются образы, которые вмещают в себя условное превращение окружающего. Переживания в игре влияют на ее характер [п. 14]. ...