Поздний период в жизни человека
Страница 5

Глубже всего понятие "счастливой старости" раскрыто в работах Н.Ф. Шахматова. Он считал, что счастливая старость - это случай психической жизни в старости, когда отношение человека к своему старческому бытию по основным линиям соответствует данным этическим категориям. Счастливая старость - особо благоприятная форма старения, находящаяся в одном ряду с другими формами благоприятных и неблагоприятных возрастных изменений высших психических функций.

Таблица 2.1

Модель нормального психического развития в позднем возрасте

Параметры описания возраста

Возрастной период

51-65 лет

После 65 лет

Система социального окружения

Семья Друзья Работа Окружающие

Семья Друзья Окружающие

Задачи возраста

Безопасный выход из сферы труда, понижение роли карьеры Установление межличностных отношений вне семьи, ответ на вопрос "Кому я еще нужен?" Выработка толерантного отношения к смерти

Освоение жизни в условиях большей зависимости от других людей (женщинами эта задача осваивается сложнее, чем мужчинами) Оценка прошлой жизни Умение пережить смерть близких и ожидание собственной смерти

Резервы развития

Знания и умения, способствующие опоре в большей степени на умственные, а не на физические возможности человека

Умение выживать при снижении физических ресурсов Умение подводить жизненные итоги, написание мемуаров

Кризисы развития

Кризис стагнации. Проходит благоприятно, если у человека есть живительные эмоциональные связи с окружающими людьми. Неблагоприятное течение кризиса выражается в эгоистической стагнации, предъявлении претензий к окружающим ("Эгоист - это тот, кто не думает обо мне")

Кризис значимости. Проходит благоприятно, если человек ощущает, что жизнь прожита не зря. Неблагоприятное течение кризиса сопровождается чувством отчаяния ("Жизнь прошла зря, от меня ничего не осталось")

Хорошее физическое здоровье, умеренный характер общих возрастных изменений, долгожительство, сохранение деятельного образа жизни, высокое общественное положение, наличие супруга и детей, материальный достаток не являются залогом и гарантией осознания старости как благоприятного периода жизни. О счастливой старости правомерно говорить, когда имеется удовлетворенность новой жизнью, своей ролью в этой жизни. Это та форма психического старения, когда долгая жизнь приносит новые положительные эмоции, которых человек не знал в прошлом. Самоудовлетворение - важный момент в благоприятной оценке своей жизни в старости (Я.Ф. Шахматов, 1996).

Анализ исследовательских подходов и эмпирических данных позволяет говорить о возможности целенаправленного формирования отношения к возрасту, особенно в поздние периоды жизни, поскольку именно субъективное отношение человека к процессу старения определяет стратегии его жизни [ГЛУХАНЮК].

Мужчины в середине жизни

Фаррелл и Розенберг исследовали, как мужчины реагируют на достижение середины жизни. Они проинтервьюировали 300 мужчин среднего возраста, задавая им вопросы, касавшиеся семьи, работы и физических данных, и сравнили их ответы с ответами более молодых мужчин. Исследования подтвердили их точку зрения, что каждый человек - через свою реакцию на окружающий мир - играет активную роль в том, как складывается его существование. Они обнаружили, что мужчины склонны реагировать на достижение середины жизни индивидуально, но все же в рамках некой общей схемы. Большинство мужчин ощущали обязательства как по отношению к работе, так и по отношению к семье. Большая часть из них выработала привычный образ жизни, который помогал им справляться со своими заботами и проблемами. Многие мужчины сталкивались с одинаковыми проблемами: забота о стареющих и зависимых родителях, сложности с детьми - подростками, привыкание к ограничениям, признание своей физической уязвимости [Крайг.].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Арабо-язычная наука
Древнегреческая цивилизация в условиях нараставшей социально-экономической деградации общества разрушалась. Постепенно утрачивалась большая часть добытых знаний. Жестокие удары по распадавшейся античной культуре наносила христианская церковь, создававшая атмосферу воинственной нетерпимости ко всему "языческому". В IV веке был ...

Возрастные аспекты социально-психологической структуры класса
Взаимоотношения со сверстниками в коллективе — проблема значимая во всех возрастах. Однако в разное время ровесник занимает различное место в жизни ребенка, а, следовательно, его влияние, роль коллектива меняется, становясь то более, то менее значимым. Существуют данные о том, что интерес к сверстникам, потребность в общении с ними возн ...

Выбор методов и методик психологического исследования. Выборка для эмпирического исследования
Основными методами научного исследования являются: наблюдение, эксперимент, моделирование. Выбор методов исследования обусловлен особенностями объекта и предмета исследования и поставленными целями. Метод – способ выполнения чего-либо, упорядоченная работа с фактами и концепциями, принцип и способ сбора, обработки или анализа данных, а ...