Поздний период в жизни человекаСтраница 5
Глубже всего понятие "счастливой старости" раскрыто в работах Н.Ф. Шахматова. Он считал, что счастливая старость - это случай психической жизни в старости, когда отношение человека к своему старческому бытию по основным линиям соответствует данным этическим категориям. Счастливая старость - особо благоприятная форма старения, находящаяся в одном ряду с другими формами благоприятных и неблагоприятных возрастных изменений высших психических функций.
Таблица 2.1
Модель нормального психического развития в позднем возрасте
|
Параметры описания возраста |
Возрастной период | |
|
51-65 лет |
После 65 лет | |
|
Система социального окружения |
Семья Друзья Работа Окружающие |
Семья Друзья Окружающие |
|
Задачи возраста |
Безопасный выход из сферы труда, понижение роли карьеры Установление межличностных отношений вне семьи, ответ на вопрос "Кому я еще нужен?" Выработка толерантного отношения к смерти |
Освоение жизни в условиях большей зависимости от других людей (женщинами эта задача осваивается сложнее, чем мужчинами) Оценка прошлой жизни Умение пережить смерть близких и ожидание собственной смерти |
|
Резервы развития |
Знания и умения, способствующие опоре в большей степени на умственные, а не на физические возможности человека |
Умение выживать при снижении физических ресурсов Умение подводить жизненные итоги, написание мемуаров |
|
Кризисы развития |
Кризис стагнации. Проходит благоприятно, если у человека есть живительные эмоциональные связи с окружающими людьми. Неблагоприятное течение кризиса выражается в эгоистической стагнации, предъявлении претензий к окружающим ("Эгоист - это тот, кто не думает обо мне") |
Кризис значимости. Проходит благоприятно, если человек ощущает, что жизнь прожита не зря. Неблагоприятное течение кризиса сопровождается чувством отчаяния ("Жизнь прошла зря, от меня ничего не осталось") |
Хорошее физическое здоровье, умеренный характер общих возрастных изменений, долгожительство, сохранение деятельного образа жизни, высокое общественное положение, наличие супруга и детей, материальный достаток не являются залогом и гарантией осознания старости как благоприятного периода жизни. О счастливой старости правомерно говорить, когда имеется удовлетворенность новой жизнью, своей ролью в этой жизни. Это та форма психического старения, когда долгая жизнь приносит новые положительные эмоции, которых человек не знал в прошлом. Самоудовлетворение - важный момент в благоприятной оценке своей жизни в старости (Я.Ф. Шахматов, 1996).
Анализ исследовательских подходов и эмпирических данных позволяет говорить о возможности целенаправленного формирования отношения к возрасту, особенно в поздние периоды жизни, поскольку именно субъективное отношение человека к процессу старения определяет стратегии его жизни [ГЛУХАНЮК].
Мужчины в середине жизни
Фаррелл и Розенберг исследовали, как мужчины реагируют на достижение середины жизни. Они проинтервьюировали 300 мужчин среднего возраста, задавая им вопросы, касавшиеся семьи, работы и физических данных, и сравнили их ответы с ответами более молодых мужчин. Исследования подтвердили их точку зрения, что каждый человек - через свою реакцию на окружающий мир - играет активную роль в том, как складывается его существование. Они обнаружили, что мужчины склонны реагировать на достижение середины жизни индивидуально, но все же в рамках некой общей схемы. Большинство мужчин ощущали обязательства как по отношению к работе, так и по отношению к семье. Большая часть из них выработала привычный образ жизни, который помогал им справляться со своими заботами и проблемами. Многие мужчины сталкивались с одинаковыми проблемами: забота о стареющих и зависимых родителях, сложности с детьми - подростками, привыкание к ограничениям, признание своей физической уязвимости [Крайг.].
Умение общаться с самим собой. «Обработка» самого себя – психологическая особенность
человека
Человек такое создание, которое в отсутствии общения с другими людьми, либо когда не хочется с кем бы то ни было обсуждать, так сказать, наболевший вопрос, может общаться со своим внутренним Я. И такое свойственно только такому существу, как человек. В общении как способе межличностных отношений К. Маркс и Ф. Энгельс усматривали «обрабо ...
Черты личности. Факторный подход к изучению личности
Теория Кетгела исходит из теории черт и на этой основе строится личностный профиль. Мотивационным конструктом пространства личностной сферы являются динамические черты/ структура к-ых формирует сущность Л-и. Черты представ-ют собой относительно постоянные тенденции реагировать определ. образом в разных ситуациях и в разное t. Л-ть - сов ...
Эмпирическое исследование психологической готовности ребенка к школе. Организация и методы исследования
Цель исследования: исследование психологической готовности детей 6 и 7 лет к обучению в школе.
Задачи исследования
1. Проанализировать основные теоретические подходы по проблеме психологическая готовность ребенка к обучению в школе;
2. Составить программу и осуществить подбор методов исследования;
3. Провести диагностику готовности ...

