Заключение
Страница 1

Настоящее исследование показало своеобразие сенсорно-перцептивной сферы детей дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недоста­точностью, воспитывающихся в условиях специальных дошкольных учреж­дений. В результате предпринятого наблюдения за детьми в ходе занятий, проведения режимных моментов и свободной деятельности установлена воз­можность продуктивного (вербального и невербального) контакта с детьми, способность выполнения ими элементарных действий по подражанию и образцу.

Наблюдения за деятельностью детей, анализ личных дел и беседы со специалистами, работающими с детьми, позволили определить оптимальное содержание и условия проведения индивидуального психолого-педагогиче­ского констатирующего эксперимента.

Анализ данных, полученных в ходе изучения ориентировочной деятель­ности, уровня сформированности представлений о цвете, форме и величине предметов, а таже особенностей выполнения детьми заданий, требующих учета внешних признаков предметов, позволяют выделить ряд особенностей сенсорно-перцептивной сферы детей дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью.

В повседневной жизни дошкольники с выраженной интеллектуальной недостаточностью игнорируют внешние признаки предметов, включенных в деятельность; выделение этих признаков является случайным или основывает­ся на многократном повторении действия; стимулом для совершения ори­ентировочно-исследовательских действий с предметом может служить его но­визна, крупные размеры, яркая окраска, совершаемые с предметом необычные действия взрослого, прямые указания взрослого.

При предъявлении детям предметов, различающихся по одному призна­ку (цвету, форме, величине, наличию или отсутствию звука) наибольшее количество реакций получено на цветовые отличия. Именно цвет предметов вызывал наибольшее количество эмоциональных и речевых реакций. Уста­новлено, что форма предметов провоцировала наибольшее количество позна­вательных реакций, преимущественно ориентировочно-исследовательских действий. Однако при действиях с предметами, отличающимися по одному внешнему признаку, дети совершали преимущественно однотипные неспеци­фические ориентировочно-исследовательские действия (захват, рассматрива­ние, поворачивание), которые не позволяли им выявить особенности и свойст­ва предмета, а лишь способствовали общему ознакомлению с ним.

Дети дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недоста­точностью более успешно идентифицируют четыре основных цвета, и хуже -белый и черный. Знали название цветов до обучения, в среднем, менее трети детей, при этом наиболее известными оказались красный и зеленый, наименее - белый и черный цвета. Самостоятельное называние цвета доступно незна­чительному количеству детей.

Восприятие величины является наименее сформированным у детей до­школьного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью. При этом, зрительное соотнесение находится на достаточно высоком уровне. Зна­чительные сложности возникают при выделении признака величины по назва­нию и самостоятельном назывании признака наиболее доступным детям явились практические задания, при выполнении которых требовалось учи­тывать форму предмета. Наиболее сложными оказались задания, в которых требовался учет цвета и величины предметов. Наиболее освоенные способы действий также наблюдались при выполнении заданий с предметами, разли­чающимися по форме. В заданиях, выполняемых с предметами разного цвета и величины, подавляющее большинство детей действует без учета этих свойств предметов. В результате, наибольшее количество верно выполненных заданий наблюдается при действиях, требующих учета формы, наименьшее -при действиях с предметами разной величины.

Таким образом, мы получили данные, свидетельствующие о том, что цвет предмета вызывает у детей дошкольного возраста с выраженной интел­лектуальной недостаточностью яркие эмоциональные реакции, форма пред­метов провоцирует значительное количество познавательных реакций (в том числе ориентировочно-исследовательских действий). Восприятие величины вызывает наибольшие сложности, особенно при необходимости ее словесного обозначения. По-видимому это связано не только с осбенностями деятельно­сти этой категории детей, но и с качеством воспринимаемых свойств предме­тов.

Согласно поставленной цели и выдвинутой гипотезе, в исследовании была разработана и апробирована система по сенсорному воспитанию.

Страницы: 1 2 3


История социально–психологического тренинга. Различные подходы к классификации социально–психологических тренингов. Из истории социально-психологического тренинга
Первые тренинговые группы («Т-группы», от англ. «Тгаining group») берут свое начало в занятиях лабораторным тренингом под руководством Курта Левина и его коллег. Время возникновения первых Т-групп можно проследить довольно точно: в 1945 г. в Бетеле (США) создается Центр по изучению групповой динамики, где работают специалисты в области ...

«Ангелы зовут это небесной отрадой, черти – адской мукой, люди – любовью». Г. Гейне. Умение любить свойственно только человеку
Еще одно удивительно чудесное свойство есть у человека. Это умение любить, чувствовать другого человека как самого себя, понимать друг друга с полувзгляда. Это чудесное состояние души человека. Любовь может быть самой разной. Это и братская любовь, и материнская, и эротическая, и любовь к самому себе и любовь к Богу, к чему-то высшему. ...

Виды мышления. Интуиция. Креативность
Мышление - это ВПФ, процесс познават. д-ти индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Рубинштейн: «Мышление отражает бытие в его связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях». Виды мышления (А.Г. Маклаков) 1. По форме: а) наглядно-действенное - сам процесс мышления представляет соб ...