Результаты экспериментального исследованияСтраница 5
В дальнейшем для удобства проведения качественного и количественного анализа сформированности основных мотивов учения у первоклассников, преобладание учебных и социальных мотивов учения мы будем относить к высокому уровню развития мотивации, а игровых и внешних – к низкому уровню.
Таким образом, наименее эффективен либерально-попустительский стиль педагогического общения, т.к. здесь наблюдается наибольший показатель низкого уровня развития мотивации учения у первоклассников 20% (5ч.) и наименьший показатель высокого уровня развития мотивации 32% (8ч.). А демократический и авторитарный стили, наоборот, более эффективны, поскольку большинство детей в данных классах показали высокий уровень развития мотивации: при демократическом стиле – 54,5% (12ч.) и при авторитарном – 52,5% (12ч.). Однако, сравнивая между собой данные, полученные при авторитарном и демократическом стиле педагогического общения детьми с низким уровнем развития мотивации, следует отметить, что при авторитарном стиле педагогического общения больше учеников с низким уровнем развития мотивации 17,4% (4ч.), чем при демократическом стиле, что составляет всего 9,1% (2ч.).
Для наглядности результаты исследования основных мотивов учения у первоклассников представлены в виде Гистограммы 3.
Гистограмма 3
Результаты исследования мотивов учения у первоклассников
Таким образом, наиболее эффективен демократический стиль педагогического общения, так как здесь наблюдается наибольший показатель сформированности внутренних мотивов учения (54,5%). Чуть ниже внутренняя мотивация учения (52,5%) при авторитарном стиле педагогического общения. А наименее эффективным является либерально-попустительский стиль педагогического общения, где сформированность внутренних мотивов учения составляет всего 32%.
Наглядно, фактические данные, полученные в результате проведения диагностических методик, направленных на выявление особенностей протекания адаптационного периода в первых классах общеобразовательных школ г. Дзержинска при авторитарном, демократическом и либерально-попустительским стилем педагогического общения, мы представили в сводной таблице.
Сводная таблица
Название методик |
Уровневые показатели |
Стили педагогического общения | |||||
Авторитарный |
Демократический |
Либерально-попустительский | |||||
Кол-во чел. |
% |
Кол-во чел. |
% |
Кол-во чел. |
% | ||
«Эмоциональная близость к учителю» |
Нормальн. |
8 |
34,8% |
17 |
77,3% |
18 |
72% |
Высокий |
15 |
65,2% |
5 |
22,7% |
7 |
28% | |
«Внутренняя позиция школьника» |
Содержательный характер |
14 |
60,9% |
19 |
86,4% |
13 |
52% |
Ориентация на дошкольные виды деятельности, на формальные стороны обучения |
9 |
39,1% |
3 |
13,6% |
12 |
48% | |
Мотивы учения |
Внешний |
4 |
17,4% |
0 |
0 |
1 |
4% |
Учебный |
6 |
26,1% |
9 |
40,9% |
3 |
12% | |
Игровой |
0 |
0 |
2 |
9,1% |
4 |
16% | |
Позицион. |
5 |
21,7% |
5 |
22,8 |
2 |
8% | |
Социальн. |
6 |
26,1% |
3 |
13,6% |
5 |
20% | |
Отметка |
2 |
8,7% |
3 |
13,6 |
10 |
40% |
Особенности отношений в семье и поведения родителей
Дошкольный возраст характеризуется зависимостью от взрослого. Прохождение этого этапа становления личности определяется тем, какие отношения складываются у ребенка с взрослым. Личностные качества родителей становятся достоянием детей [8].
В общении со взрослыми у ребенка формируется оценка себя и других, и появляется способность сочувс ...
Темперамент и способности
Темперамент, с одной стороны, как психологическое проявление свойств нервной системы имеет прямое отношение к природной основе характера. С другой стороны, типологические свойства нервной системы имеют не менее близкое отношение к природной основе способностей, к тому, что обычно называется задатками.
Мысль эта высказывалась за посл ...
Эмпирическое исследование склонности к правому авторитаризму у школьников
11-х классов. Методики и особенности их проведения
Основными задачами эмпирической части исследования были:
1. Подобрать методики для исследования социальных установок и уровня удовлетворенности жизнью у подростков.
2. Выявить уровень право-авторитарных убеждений и уровень удовлетворенности жизнью у подростков.
3. Выявить связь между право-авторитарными убеждениями и уровнем удовлетв ...