Психика человека. Проблема и природа

Статьи по психологии » Психология личности » Психика человека. Проблема и природа

Психика – свойство высокоорганизованной живой материи ГМ субъективно отражать объективную действительность, строить на этой основе не отчуждаемый от субъекта образ мира с помощью, которого он регулирует свое поведение и деятельность. Функции психики: отражение; регуляция активности; сохранение целостности организма, т е адаптация, причем и внешняя и внутренняя. Формула психики: 1. Психические процессы (когнитивные; эмоционально-волевые); 2. Психические состояния (мотивационные, эмоциональные, волевые, уровни организации сознания (внимательность сознания)); 3. Психические качества: направленность (мотивационная сфера личности: убеждения, взгляды), темперамент, характер, способности. Понятие отражения: Элементарная способность реагировать на воздействия окружающей среды – раздражимость, есть у простейших форм живой материи, в отличие от неживой (реакция на биологические раздражители). У живых организмов имеющих более сложное анатомическое строение появлялся более сложная форма реагируя – чувствительность (реакция на абиотические, биологически нейтральные раздражители), которые связанны с биологически значимыми разделами и несут для организма сигнальную функцию. (Леонтьев), чувствительность – раздражимость на такие условия, в которых не участвуют процессы ассимиляции и диссимиляции. С появлением чувствительности появлялся новый тип приспособления к окружающей среде – поведение – сложный комплекс реакций организма на воздействия окружающей среды. Поведение человека в отличие от поведения животных обладает способностью формировать мотивированное (осознанное) целенаправленное поведения. Это возможно при наличие сознания – высший уровень психического отражения и регуляция, присущи только человеку как общественно-историческому существу. В результате человек выделяет себя из окружающей среды, осознает свою индивидуальность, формирует свою Я концепцию (совокупность представлений о себе, о своем месте в обществе). Человек не рождается с развитым сознанием, оно формируется в процессе онтогенеза. Основные черты психического отражения: 1. Данное отражение не зеркально, не пассивно, активно – это выражается в отборе поступающей информации и фиксации, наиболее значимых для человека событий и объектов. 2. Отражение носит индивидуальный характер (память, внимание индивидуальны). 3.Отражение развивается, углубляется и совершенствуется во времени (психология младенца и взрослого). 4. Отражение носит опережающий характер, что позволяет осуществлять прогноз будущих событий и обеспечивать лучшую адаптивность. Отражение по Гальперину имеет 2 вида: внутренняя среда отражает потребности индивида; внешняя среда отражается в чувственных образах и понятиях. В отражении внешней среды представлены те объекты, свойства, отношения, с которыми индивиду приходится считаться при физическом действии с ними. Эти части среды представлены в образах, содержание которых воспроизводит свойства и отношения самих вещей (цвет, звук, запах…) и служат важнейшими различительными признаками. Общее для этих видов психического отражения является то, что они: - отражают не те раздражители, которые их вызывают, а их оценку по непосредственному переживанию вызванного состояния; - тесно связаны с побуждением к действию.


Аддиктивное поведение как форма отклоняющегося поведения современного студенчества
Наиболее актуальными формами отклоняющегося (девиантного) поведения подростков является аддиктивное, аутоагрессивное (суицидальное) и гетероагрессивное поведение. Понятие аддиктивного поведения обозначает донозологический этап формирования алкоголизма и наркомании и подразумевает наличие ситуационной психической зависимости и "пои ...

Закономерности развития профессиональной работосп-ти и функциональных состояний ч-ка в процессе трудовой Д-ти.
Работоспособность (Рс-ть)- потенциальная спос-ть индивида выполнять целесообразную Д-ть на заданном ур-не эффективности в течение определенного t-ни. Завис, от внеш. условий Д-ти и психофизиологич-их ресурсов индивида. Функциональные состояния- фоновая активность НС, в условиях котор. реализуются поведенческие акты. Явл. общей, интеграл ...

Формирование образов родителей и его влияние на дошкольников в полных и неполных семьях. Понятие «Семья» и ее основные характеристики
В дошкольном детстве фактически складывается личность, самосознание и мироощущение ребенка. Эти процессы определяются общим психическим развитием, формированием новой системы психических функций, где важное место начинают занимать мышление и память ребенка. Теперь он не только ориентируется и действует в плане конкретных сиюминутных сти ...