Рекомендации прикладного характера для учителей начальных классов
Страница 1

1. Проведение анализа планирования уроков с учетом пожеланий детей (в результате чего происходит эффективная работа на мотивацию детей), для повышения и сохранения высокого статуса педагога;

2. Адекватное оценивание собственной личности учителя. Познание себя, управление собой должно стать постоянной заботой каждого учителя. Особого внимания требует умение управлять своим эмоциональным состоянием. www.intoregions.ru

3. Построение педагогически целесообразного отношения на взаимоуважение ученика и учителя. Уважать индивидуальность каждого школьника, создавать условия для его самоутверждения в глазах сверстников, поддерживать развитие положительных черт личности.

4. Овладение навыками и приемами бесконфликтного общения.

5. Принятие роли другого - ученика, становясь на его точку зрения, применяя творческий подход к анализу той или иной учебной ситуации.

6. При незначительных успехах учеников быть щедрым на похвалу. Хвалить нужно в присутствии других, а порицать лучше наедине. Учительская речь должна быть при этом выразительной.

7. Создание на уроке необходимого эмоционального настроя.

8. Управление общением: оперативность, гибкость, ощущение собственного стиля общения, умение организовать единство общения и метода воздействий.

Выводы

В процессе проведения психодиагностики младших школьников, направленной на выявление особенностей протекания адаптационного периода в первом классе, в зависимости от авторитарного, демократического и либерально-попустительского стилей педагогического общения мы пришли к следующим выводам.

1. На основании данных, полученных в результате исследования эмоциональной близости учеников к учителю с помощью методики Р.Жиля «Эмоциональная близость к учителю», мы выявили, что эмоционально далеки дети у учителя с авторитарным стилем педагогического общения. Такие дети показали самый высокий уровень тревожности (65,2%). Эмоционально близки дети у учителя с демократическим стилем общения. В данном классе был отмечен наибольший процент детей, у которых уровень тревожности имеет нормальный показатель (77,3%). При либерально-попустительском стиле педагогического общения 72 % учащихся показали нормальный уровень тревожности, однако, многие из них поместили себя на 4 месте, являющемся пограничным с высоким уровнем тревожности, что может свидетельствовать об отдаленности от учителя.

2. На основании данных, полученных в результате исследования сформированности «внутренней позиции школьника» с помощью методики Д.Б. Эльконина, А.Г. Венгера «Беседа о школе» мы выявили, что формирование "внутренней позиции школьника" более успешно протекает в классе у учителя с демократическим стилем педагогического общения. У 86,4 % учеников данного класса внутренняя позиция школьника носит содержательный характер. Немного ниже (60,9%) уровень сформированности «внутренней позиции школьника» в классе у учителя с авторитарным стилем педагогического общения. В классе у учителя с либерально-попустительским стилем педагогического общения сформированность «внутренней позиции школьника» и ориентация ребенка на дошкольные виды деятельности имеет почти равное соотношение.

3. На основании данных, полученных в результате исследования доминирующих мотивов учения с помощью методики М.Р. Гинзбурга «Мотивы учения» мы выявили, что наиболее эффективен демократический стиль педагогического общения, так как здесь наблюдается наибольший показатель сформированности внутренних мотивов учения (54,5%). Чуть ниже внутренняя мотивация учения (52,5%) при авторитарном стиле педагогического общения. А наименее эффективным является либерально-попустительский стиль педагогического общения, где сформированность внутренних мотивов учения составляет всего 32%.

4. Анализ данных по каждому ученику, полученных в результате психодиагностики младших школьников, направленной на выявление особенностей протекания адаптационного периода в первом классе показал, что наиболее эффективен демократический стиль педагогического общения, т.к. большинство первоклассников (81,8%) с нормальным уровнем адаптации против 18,2% детей с низким уровнем. Менее эффективен - авторитарный стиль, где 65,2% учащихся с нормальным уровнем адаптации против 34,8% детей с низким уровнем. А либерально-попустительский стиль педагогического общения, наоборот - неэффективен, поскольку всего 52% учащихся имеют нормальный уровень адаптации, в то время как у 48% детей уровень адаптации – низкий.

5. Результаты психодиагностики младших школьников позволили выявить разные адаптационные особенности первоклассников при демократическом, авторитарном, либерально-попустительском стиле педагогического общения. Демократический стиль способствует формированию «внутренней позиции школьника», повышению учебной мотивации; авторитарный стиль – приводит к уменьшению эмоциональной близости к учителю; либерально-попустительский стиль – приводит к снижению учебной мотивации.

Страницы: 1 2


Типологические модели социальных характеров
Понятие о социальном характере введено К. Юнгом, разрабатывалось А.Ф. Лазурским, но заслуга создания основ современной типологии социальных характеров принадлежит Э. Фромму. Фромм развивает общее представление о социальном характере, который охватывает лишь ту совокупность его черт, которая присутствует у большинства членов данной соци ...

Роль психолога и способы разрешения конфликтов в группе
Авторы выделяют пять стратегий выхода из конфликта, т.е. основной линии поведения оппонента на его заключительном этапе: соперничество (конкуренция), компромисс, сотрудничество, избегание, приспособление Рис.1 Основные стратегии выхода из конфликта Соперничество заключается в навязывании другой стороне предпочтительного для себя ре ...

Анализ результатов изучения особенностей развития общения младших школьников из благополучных и неблагополучных семей со взрослыми и сверстниками
Для изучения особенностей развития общения детей младшего школьного возраста со взрослыми использовалась методика «Да и нет, не говори» (Е.Е. Кравцова). На основе анализа ответов детей выделили три качественные группы детей. Дети, которые дают импульсивный ответ, честно отвечают на прямой вопрос составили группу «импульсивные». По окон ...