Выявление социометрического статуса
Страница 1

Социометрический опросник (см. приложение 2) был роздан сразу после прохождения методики Айзенка. Социометрический опрос проводился по параметрическому методу, т.е. с ограничением количества выборов. В опроснике было предложено сделать три «положительных» и три «отрицательных» выбора на поставленные вопросы. После раздачи опросников следовали четкие инструкции по заполнению.

Обработка и представление полученных социометрических данных предусматривает построение социоматрицы (см. приложение 3). Социоматрица представляет собой таблицу, куда включаются положительные и отрицательные выборы, сделанные всеми членами изучаемой группы.

Строится социоматрица по следующему принципу: в горизонтальных строках и вертикальных столбцах, которых в каждом случае столько же, сколько членов группы, соответственно указывается, кто выбирает и кого выбирают. В местах пересечения строк и столбцов ставят знаки «+» в случае положительного выбора и « - » в случае отрицательного.

Личная позиция каждого члена группы может быть представлена количественно и определяется как алгебраическая сумма отдельных значений i-го столбца таблицы. Это дает возможность установить популярность каждого из членов группы (т.е. степень привлекательности для окружающих).

Персональный индекс социометрического статуса индивида вычисляется по формуле:

где Ci — социометрический статус индивида группы;

∑ — знак суммирования по вертикали;

Bi+ — число положительных выборов, полученных членом группы (со знаком плюс);

Bi- — число отрицательных выборов, полученных членом группы (со знаком минус);

N — количество членов в группе[12].

Для удобства дальнейшей работы с результатами, итоговые числа социометрического статуса были умножены на 100.

По данным социоматрицы, построенной после обработки бланков, можно составить таблицу:

Таблица 3.3. Количество положительных и отрицательных выборов и социометрический статус

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

+

5

2

1

4

2

5

3

5

1

2

2

3

2

3

4

6

1

3

5

2

-

0

2

8

2

2

1

8

7

2

1

2

0

3

1

2

7

3

3

0

5

Ci

26

21

47

32

21

32

58

63

16

16

21

16

26

21

32

68

21

32

26

37

Страницы: 1 2


Виды мышления. Интуиция. Креативность
Мышление - это ВПФ, процесс познават. д-ти индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Рубинштейн: «Мышление отражает бытие в его связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях». Виды мышления (А.Г. Маклаков) 1. По форме: а) наглядно-действенное - сам процесс мышления представляет соб ...

Особенности развития сенсорики у детей-дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Возрастные закономерности развития сенсорики
Необходимым условием психического развития ребенка является со­зревание организма ребенка, его нервной системы (Ватажина Л.А.,Зелингер И.И и др.). Для развития восприятия особо важное значение имеет созревание ана­лизаторов (прежде всего, зрительного, слухового). Однако эти органи­ческие условия создают лишь возможности, предпосылки ра ...

Корреляционное отношение Пирсона η
Все рассмотренные выше коэффициенты корреляции служат для выявления только линейной зависимости между признаками. Для измерения нелинейной зависимости К. Пирсон предложил показатель, который он назвал корреляционным отношением. Напомним, что коэффициент корреляции rxy(формула 11.1), который был введен Пирсоном, характеризует связь между ...