Соотношение личностного и деятельностного подходов в психологии
Страница 1

Статьи по психологии » Ответы на госудаственные экзамены по психологии ЮУрГУ » Соотношение личностного и деятельностного подходов в психологии

Для психологии эта категория имеет более широкое и фундаментальное значение, т.к. жизненный путь л-ти связан с деят-тью, в ней формируются профессионально-личностные особенности ч-ка. В Т-ях психологии, науки выделились отрасли, к-ые изучают психологическую специфику Д.-ти в данном виде труда:

педагогическая, операционная, инженерная, в к-ой описан круг черт Л-ти, за к-ую отвечает данная Д.-ть, которую она формирует.

Д.-ть

-

это наиболее крупная единица анализа внешних проявлений активности, это целостный мотивированный акт поведения. Результатом Д-ти является динамика прежних отношений между субъектом потребности и её объектом, л-ть - это чел-к, взятый в системе таких его психологич. характеристик, к-ые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки чел-ка, имеющие существенное значение для него самого и для окружающих.

Басов М. Я.

работал в области педагогики и считал: "необходимо подняться над тем, что проявляется во внешних действиях, не механически объединить одно и другое, а включить качественно новую структуру деятельности". Рубинштейн -

все психич. процессы формир-ся в Д-ти и Д-ю определяются. Компоненты деятельности:

1. Мотивы –

близкие (далёкие), личностные, общие

2. Действия -

осознанные акты, пред-ые (внешние), умственные (внутренние)

3. Цели -

конечный результат

Существуют 2 способа выполнения Д-ти: 1)Умения - это самый элементарный уровень выполнения действий и мастерство чел-ка в данном виде Д-ти. 2)Навык - это устоявшийся способ выполнения действий. Выработанные навыки не требуют контроля сознания при их выполнении, 1-е личности происходит в игровой, учебной, трудовой деятельности. В исследовании Л-ти выделяют 3 периода :1)Философско-литературный (до 19 в.) концепция древних философов Гиппократа, Аристотеля. 2)Клинический (с 19 в. до серед. 20 в.) Фрейд, Юнг, Адлер. 3)Экспериментальный - методы для оценивания Л-ти - Айзенк, Кеттел. Структура Л-ти из 3 систем :1)Интроиндивидная (внутреняя: темперамент, характер, способности). 2)Интериндивидная (ч-к вбирает в себя кач-ва людей одной группы, в к-й он общается). 3)Метаиндивидная (вклады других людей в личность).

Соотношение личностного и деятельного подходов очень хорошо просматривает А.Н.Леонтьев,

он в своей концепции р-е Л-ти центральное место отвёл Д-ти. Он описывал Л-ть в психологич. (мотивы, цели, действия) и поведенческих (Д-ть) терминах. Особое значение он указывал на личностный смысл, чем шире и разнообразнее виды Д-ти, в к-ые Л-ть включена, чем они развиты и упорядочены (иерархизированны), тем богаче сама Л-ть. "Л-ть не равна индивиду, это особое качество, к-ое приобретается индивидом в обществе при выполнении людьми совместной или индивидуальной Д-ти." Л. И. Божович

говорила, что р-е Л-ти происходит в период Д-ия с раннего дошкол. детства до юности и это зависит от человеч. характеристик и особенностей каждого в отдельности ребёнка. В сложной динамике взаимодействия Д-ти и межличностного общения

ребёнка в разные период его жизни формируется определённый взгляд на мир, к-ый называется внутренней позицией. Это есть одна из главных характеристик Л-ти, предпосылка к её р-ию, к-ое понимается как совокупность ведущих мотивов Д-ти.

Речь

- система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации. Внимание- процесс, состояние сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной инф-ции, поступающей через органы чувств и игнорирования другой. Эмоции

- это особый класс психических состояний, протекающих в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. 2. Психические состояния (Левитов А. И.) - это целостная характеристика психич. Д-ти за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психич. процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психич. свойств Л-ти:

Страницы: 1 2


Эмпирическое исследование взаимосвязи смысложизненных ориентаций с чувством одиночества в подростковом возрасте. Организация и методика исследования
В свете всего вышеизложенного становится понятен тот факт, что проблема аддиктивного поведения в молодежной среде, равно важная для всех времён, стала предметом особого интереса в наши дни. Не только искусство, но и философия, физиология, социология и, разумеется, психология занимаются исследованием изменений, возникающих в психике личн ...

Опытно-экспериментальная работа по изучению копинг-стратегий у успевающих и слабоуспевающих подростков. Организация и методы исследования копинг-стратегий у успевающих и слабоуспевающих подростков
Для изучения копинг-стратегий у успевающих и слабоуспевающих подростков на базе МОУ ООШ села Мезенка Ишимского района Тюменской области был проведен эксперимент. В эксперименте приняли участие учащиеся 6-х классов в количестве 40 человек. Список подростков, участвующих в исследовании приведен в приложении 1. Эксперимент состоял из тре ...

Классификации характеров
«Существует множество различных оснований классификации и типологий характеров. Большую известность приобрели классификации характеров Теофраста, Ж. де Лабрюйера, Ф. Галля, Ф. Джордано, Ф. Полана, Н. Лосского, К.Г. Юнге, А.Ф. Лазурского, Э. Фромма. Д.Я. Райгородский объединяет современные классификации характеров в две большие группы: ...