Соотношение личностного и деятельностного подходов в психологии
Страница 1

Статьи по психологии » Ответы на госудаственные экзамены по психологии ЮУрГУ » Соотношение личностного и деятельностного подходов в психологии

Для психологии эта категория имеет более широкое и фундаментальное значение, т.к. жизненный путь л-ти связан с деят-тью, в ней формируются профессионально-личностные особенности ч-ка. В Т-ях психологии, науки выделились отрасли, к-ые изучают психологическую специфику Д.-ти в данном виде труда:

педагогическая, операционная, инженерная, в к-ой описан круг черт Л-ти, за к-ую отвечает данная Д.-ть, которую она формирует.

Д.-ть

-

это наиболее крупная единица анализа внешних проявлений активности, это целостный мотивированный акт поведения. Результатом Д-ти является динамика прежних отношений между субъектом потребности и её объектом, л-ть - это чел-к, взятый в системе таких его психологич. характеристик, к-ые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки чел-ка, имеющие существенное значение для него самого и для окружающих.

Басов М. Я.

работал в области педагогики и считал: "необходимо подняться над тем, что проявляется во внешних действиях, не механически объединить одно и другое, а включить качественно новую структуру деятельности". Рубинштейн -

все психич. процессы формир-ся в Д-ти и Д-ю определяются. Компоненты деятельности:

1. Мотивы –

близкие (далёкие), личностные, общие

2. Действия -

осознанные акты, пред-ые (внешние), умственные (внутренние)

3. Цели -

конечный результат

Существуют 2 способа выполнения Д-ти: 1)Умения - это самый элементарный уровень выполнения действий и мастерство чел-ка в данном виде Д-ти. 2)Навык - это устоявшийся способ выполнения действий. Выработанные навыки не требуют контроля сознания при их выполнении, 1-е личности происходит в игровой, учебной, трудовой деятельности. В исследовании Л-ти выделяют 3 периода :1)Философско-литературный (до 19 в.) концепция древних философов Гиппократа, Аристотеля. 2)Клинический (с 19 в. до серед. 20 в.) Фрейд, Юнг, Адлер. 3)Экспериментальный - методы для оценивания Л-ти - Айзенк, Кеттел. Структура Л-ти из 3 систем :1)Интроиндивидная (внутреняя: темперамент, характер, способности). 2)Интериндивидная (ч-к вбирает в себя кач-ва людей одной группы, в к-й он общается). 3)Метаиндивидная (вклады других людей в личность).

Соотношение личностного и деятельного подходов очень хорошо просматривает А.Н.Леонтьев,

он в своей концепции р-е Л-ти центральное место отвёл Д-ти. Он описывал Л-ть в психологич. (мотивы, цели, действия) и поведенческих (Д-ть) терминах. Особое значение он указывал на личностный смысл, чем шире и разнообразнее виды Д-ти, в к-ые Л-ть включена, чем они развиты и упорядочены (иерархизированны), тем богаче сама Л-ть. "Л-ть не равна индивиду, это особое качество, к-ое приобретается индивидом в обществе при выполнении людьми совместной или индивидуальной Д-ти." Л. И. Божович

говорила, что р-е Л-ти происходит в период Д-ия с раннего дошкол. детства до юности и это зависит от человеч. характеристик и особенностей каждого в отдельности ребёнка. В сложной динамике взаимодействия Д-ти и межличностного общения

ребёнка в разные период его жизни формируется определённый взгляд на мир, к-ый называется внутренней позицией. Это есть одна из главных характеристик Л-ти, предпосылка к её р-ию, к-ое понимается как совокупность ведущих мотивов Д-ти.

Речь

- система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации. Внимание- процесс, состояние сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной инф-ции, поступающей через органы чувств и игнорирования другой. Эмоции

- это особый класс психических состояний, протекающих в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. 2. Психические состояния (Левитов А. И.) - это целостная характеристика психич. Д-ти за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психич. процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психич. свойств Л-ти:

Страницы: 1 2


Связь застенчивости и общения
Одной из сложных проблем психологии являются затруднения, с которыми человек сталкивается в деятельности, общении. Проблема затруднений, или "барьеров" общения, в качестве объекта специального исследования изучается с середины ХХ века (Кати Д., Ли Л., Лассвелл Г., Андерсен М., Кузьмин Е.С., Парыгин Б.Д., Ломов В.Ф., Коломенски ...

Теоретические подходы к вандализму. Эстетическая теория
В. Оллен и Д. Гринбергер рассматривают вандализм с позиций теории возбуждения, а также экспериментальной эстетики. Эстетическая теория изучает внутренние психологические процессы, присущие самому акту разрушения. Вандализм трактуется как процесс, доставляющий удовольствие. Авторы опираются на тезис, что гедонистическая ценность стимула ...

Анализ феноменов коммуникаций в деловых формах общения.
Прежде чем перейти к анализу коммуникативных барьеров и конфликтов в общении, необходимо осветить понятийный аппарат форм делового общения. Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. ...