Стили конфликтного поведения
Страница 3

Потому конфронтационность, желание считать себя всег­да правым — мало пригодный стиль поведения в большей части межличностных конфликтов, не лучший вариант сохранения здо­ровой морально-психологической атмосферы в организации, со­здания условий, позволяющих сотрудникам ладить друг с другом.

Сотрудничество, как и конфронтация, нацелено на максималь­ную реализацию участниками конфликта собственных интересов. Но в отличие от конфронтационного стиля сотрудничество пред­полагает не индивидуальный, а совместный поиск такого ре­шения, который отвечает устремлениям всех конфликтующих сторон. Это возможно при условии своевременной и точной ди­агностики проблемы, породившей конфликтную ситуацию, уяс­нения как внешних проявлений, так и скрытых причин конфлик­та, готовности сторон действовать совместно ради достижения общей для всех цели. www.georoot.ru

Стиль сотрудничества охотно используется теми, кто воспри­нимает конфликт как нормальное явление социальной жизни, как потребность решить ту или иную проблему без нанесения ущерба какой-либо стороне. В конфликтных ситуациях возможность со­трудничества появляется в тех случаях, когда:

• проблема, вызвавшая разногласия, представляется важной для конфликтующих сторон, каждая из которых не намерена уклоняться от ее совместного решения;

• конфликтующие стороны имеют примерно равный ранг или вовсе не обращают внимания на разницу в своем положении;

• каждая сторона желает добровольно и на равноправной основе обсудить спорные вопросы, с тем чтобы, в конечном счете, прийти к полному согласию относительно взаимовыгодного ре­шения значимой для всех проблемы;

• стороны, вовлеченные в конфликт, поступают как партне­ры, доверяют друг другу, считаются с потребностями, опасения­ми и предпочтениями оппонентов.

Выгоды сотрудничества несомненны: каждая сторона получа­ет максимум пользы при минимальных потерях. Но такой путь продвижения к положительному исходу конфликта по-своему тернист. Он требует времени и терпения, мудрости и дружеского расположения, умения выразить и аргументировать свою пози­цию, внимательного выслушивания оппонентов, объясняющих свои интересы, выработки альтернатив и согласованного выбора из них в ходе переговоров взаимоприемлемого решения. Награ­дой за общие усилия служат конструктивный, всех устраивающий результат, совместно найденный оптимальный выход из конфлик­та, а также укрепление партнерского взаимодействия.

Компромисс занимает срединное место в сетке стилей кон­фликтного поведения. Он означает расположенность участника (участников) конфликта к урегулированию разногласия на осно­ве взаимных уступок, достижения частичного удовлетворения сво­их интересов. Этот стиль в равной мере предполагает активные и пассивные действия, приложение индивидуальных и коллектив­ных усилий. Стиль компромисса предпочтителен тем, что обыч­но преграждает путь к недоброжелательности, позволяет, хотя и отчасти, удовлетворить притязания каждой из вовлеченных в кон­фликт сторон. К компромиссу обращаются в ситуациях, когда [ ]:

• субъекты конфликта хорошо осведомлены о его причинах и развитии, чтобы судить о реально складывающихся обстоятель­ствах, всех «за» и «против» собственных интересов;

• равные по рангу конфликтующие стороны, имея взаимоис­ключающие интересы, сознают необходимость смириться с дан­ным положением дел и расстановкой сил, довольствоваться вре­менным, но подходящим вариантом разрешения противоречий;

• участники конфликта, обладающие разным рангом, склоняют­ся к достижению договоренности, чтобы выиграть время и сберечь силы, не идти на разрыв отношений, избежать излишних потерь;

• оппоненты, оценив сложившуюся ситуацию, корректиру­ют свои цели с учетом изменений, происшедших в процессе кон­фликта;

• все другие стили поведения в данном конфликте не прино­сят эффекта.

Способность к компромиссу — признак реализма и высокой культуры общения, т.е. качество, особо ценимое в управленчес­кой практике. Не следует, однако, прибегать к нему без нужды, торопиться с принятием компромиссных решений, прерывать тем самым обстоятельное обсуждение сложной проблемы, искусствен­но сокращать время на творческий поиск разумных альтернатив, оптимальных вариантов. Каждый раз нужно проверять, эффек­тивен ли в данном случае компромисс по сравнению, например, с сотрудничеством, уклонением или приспособлением.

Страницы: 1 2 3 


Возникновение и развитие психологии как науки
Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему ...

Эмоц. процессы, их ф-ции, компоненты, закон-ти протекания
Термин «эмоция» происходит от латинского слова, что означает сотрясаю, волную. Со временем значение этого понятия изменилось: эмоции - это обобщенные чувственные реакции, возникшие в ответ на разнообразные по характеру экзогенные и эндогенные сигналы, обязательно влекущие за собой определенные изменения в физиологическом состоянии орган ...

Формирование образов родителей и его влияние на дошкольников в полных и неполных семьях. Понятие «Семья» и ее основные характеристики
В дошкольном детстве фактически складывается личность, самосознание и мироощущение ребенка. Эти процессы определяются общим психическим развитием, формированием новой системы психических функций, где важное место начинают занимать мышление и память ребенка. Теперь он не только ориентируется и действует в плане конкретных сиюминутных сти ...