Методика урегулирования конфликтов
Страница 1

Статьи по психологии » Возникновение и развитие конфликтов » Методика урегулирования конфликтов

Методикой урегулирования конфликтов необходимо владеть каждому руководителю организации или подразделения, персо­налу службы, прерогативой которой являются функции управле­ния конфликтами (например, отдел трудовых отношений служ­бы управления персоналом). С методикой следует ознакомить всех работников организации посредством проведения учебы.

Этап 1. Психологическая подготовка к урегулированию конфликта.

1. При возникновении конфликта в первую очередь необхо­димо выявить истинные мотивы конфликтующих сторон, кото­рые тщательно скрываются или проявляются в форме претензий. Следует сформулировать истинную причину конфликта и вы­явить источник его возникновения.

2. Конфликтующим сторонам подчас трудно и невозможно быть объективными или, по крайней мере, одной из них, так как конфликт может быть инициирован одной из сторон либо прово­кационно, либо ненамеренно, либо по незнанию (низкой квали­фикации). В таких случаях решающую роль может сыграть не­предубежденная позиция третьей стороны — непосредственного руководителя участников конфликта, специалиста по урегулиро­ванию конфликтов службы управления персоналом, друга, чле­нов семьи, коллег по работе.

3. Конфликтная ситуация порождает тяжелую психологиче­скую атмосферу, в которой каждая сторона ищет поддержки в окружении, нарушая обычную деловую обстановку в коллективе.

Например, советуется с другом, коллегами, непосредственным руководителем, консультируется со специалистами службы управ­ления персоналом. Чтобы выявить истинные причины конфлик­та, особенно важно трезво оценивать свои действия, быть объек­тивным и честным, по меньшей мере, перед собой. Подобные дей­ствия конфликтующих сторон на данном этапе могут погасить конфликт в самом начале его возникновения.

4. Следует помнить, что прекращение конфликта не всегда приводит к исчезновению причин его возникновения. В таких случаях через определенное время конфликт может разгореться с новой силой. Поэтому следует сформулировать проблему, кото­рая породила причины конфликта, а это сделать нелегко. Напри­мер, проблема: предприятие хронически не получает своевремен­но материалы и комплектующие изделия от поставщиков, что при­водит к снижению объемов реализации выпускаемой продукции, а значит, нет средств для выплаты заработной платы. Возникает кон­фликт между работниками и администрацией, причиной которого является невыплата заработной платы. Данная проблема порожда­ет целую цепочку конфликтов в подразделениях организации. Не­ожиданно пробуждаются конфликты, о которых забыли, так как они были прекращены, но не урегулированы.

Этап 2. Определение истинной проблемы, вызвавшей конфликт.

1. Конфликты, как правило, выступают в такой форме, кото­рая либо скрывает истинную причину их возникновения, либо придает им неожиданное обличье. Часто проблема, породившая причину конфликта, не лежит на поверхности и следует изучить ситуацию, а подчас и провести исследование, чтобы определить истинную проблему, вызвавшую конфликт и сформулировать ее.

Например, вы считаете, что у вас конфликт с вашим непосредственным на­чальником из-за того, что он вас не повышает в должности, видя в вашем лице претендента на его место. На самом деле вас не повышают по служебной лест­нице, так как в новой должности в ваше подчинение попадают работники более квалифицированные, чем вы, но не имеющие качеств, необходимых руководи­телю, которыми обладаете вы. Это создаст, по мнению вашего непосредствен­ного руководителя, ненормальную морально-психологическую атмосферу в кол­лективе. Таким образом, вам проблемой кажется опасение вашего руководства, что вы займете его место, а на самом деле проблема состоит в том, что ваши способности как руководителя не подкреплены необходимым уровнем квали­фикации как специалиста. В данном примере наглядно видно, как истинная проблема скрывается за кажущейся.

Страницы: 1 2 3 4


Характеристика рассеянности
Этим словом обозначается определенный недостаток внимания, часто дающий себя знать при обучении в школе. Различают два вида рассеянности. Первый вид рассеянности – это непреднамеренная, непроизвольная отвлекаемость от основной деятельности. Человек ни на чем не может сосредоточиться, все время отвлекается, даже интересная деятельность ...

Характеристика методик исследования. Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий)
Представленная методика позволяет оценить способность человека быть лидером. Испытуемому предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать ответ «да» или «нет». Среднего значения в ответах не предусмотрено. Ключ к тесту Сумма баллов за ваши ответы подсчитывается с помощью ключа к опроснику. Ключ: 1а, 2а, 3б, 4а, 5а, 6б, 7а, 8б ...

Теория и практика социальной психологии.
Gergen, K. J. Social Psychology as History (Journal of Personality and Social Psychology, Vol. 26, No. 2, 309-320) Психология обычно понимается как наука о человеческом поведении, а социальная психология – как раздел этой науки, имеющий дело с человеческим взаимодействием. Первостепенной задачей науки полагается установление общих зако ...