Выводы и заключение

В ходе психологического исследования были изучены особенности подросткового одиночества.

Полученные данные позволили подтвердить факт существования подросткового одиночества: 44% подростков, принявших участие в эксперименте, показали положительный результат по шкале одиночества.

Чтобы узнать причину того, что подросток чувствует себя одиноким, мы поставили своей задачей описать их личностные особенности и особенности общения.

В результате мы выяснили, что подростки с высоким уровнем одиночества показывают сниженные баллы по экстраверсии, то есть обладают меньшей направленностью на внешний мир, чем подростки контрольной группы. Кроме того, подростки, считающие себя одинокими, показывают более высокий балл по нейротизму, то есть более остро реагируют на внешние воздействия.

В качестве социальных особенностей следует отметить, что коммуникативные качества подростков с высоким уровнем одиночества значительно снижены по сравнению с подростками контрольной группы. Можно также говорить о зависимости между подростковым одиночеством и отрицательным отношением одноклассников, поскольку больше трети испытуемых являются «отвергаемыми» в своём классе.

Метод ранговой корреляции показал, что результаты по шкале одиночества не коррелируют с такими личностными качествами, как экстраверсия, нейротизм, психотизм. Однако, этот метод показал значимую связь баллов этой шкалы со сниженными коммуникативными свойствами подростков. Таким образом, не отвергая значимости личностных качеств при переживания подростками одиночества, мы можем утверждать, что проблема подросткового одиночества связана прежде всего с проблемами общения, с недостаточностью коммуникативных умений и навыков.

Результаты данного исследования могут быть использованы в работе практических психологов и педагогов, работающих с подростками. Проблема подросткового одиночества остаётся актуальной и требует дальнейшего изучения.


Основные закономерности возрастного развития
Для того чтобы как можно раньше выявить у ребенка отклонения в развитии, важно не только иметь представление об их причинах, но и знать основные закономерности нормального психомоторного развития. Психическое развитие осуществляется под влиянием биологических и социальных факторов в их неразрывном единстве. Соотношение этих факторов в ...

Практическая часть. Психологическая карта личности
Проявление эмоций зависит от особенностей темперамента, Рубинштейн говорил: «Эмоциональная сфера в структуре личности у разных людей может иметь различный удельный вес. Он будет большим или меньшим в зависимости отчасти от темперамента человека и особенно от того, как глубоки его переживания…»[4] Поэтому первым делом я определю свой тем ...

Мотивация обучения в аспирантуре углту
Представлены результаты социологического опроса, проведённого автором в мае-сентябре 2005 года среди аспирантов и соискателей УГЛТУ. Суть опроса заключалась в заполнении респондентами бланков (прил. 3). Все респонденты разделены на бюджетников и контрактников. Каждая из этих двух групп разбита на вновь поступивших и уже обучающихся в ас ...