Музыкотерапия как психологическое средство коррекции состояний
Страница 3

Статьи по психологии » Преодоление психологического стресса средствами музыкотерапии » Музыкотерапия как психологическое средство коррекции состояний

Чаще всего в лечебной практике используется рецептивная музыкотерапия с ориентацией на коммуникативные задачи. Пациенты в группе прослушивают специально подобранные музыкальные произведения, а затем обсуждают собственные переживания, воспоминания, мысли, ассоциации, фантазии (часто проективного характера), возникающие у них в ходе прослушивания. На одном занятии прослушивают, как правило, 3 произведения или более-менее законченных отрывка (каждый по 10 – 15 минут). Программы музыкальных произведений строятся на основе постепенного изменения настроения, динамики и темпа с учетом их различной эмоциональной нагрузки.

Первое произведение должно формировать определенную атмосферу для всего занятия, проявлять настроение пациентов, налаживать контакты и вводить в музыкальное занятие, готовить к дальнейшему прослушиванию. Это спокойное произведение, отличающееся расслабляющим действием.

Второе произведение – динамичное, драматическое, напряженное, несет основную нагрузку, его функция заключается в стимулировании интенсивности эмоций, воспоминаний, ассоциаций проективного характера из собственной жизни пациента. После его прослушивания в группе уделяется значительно больше времени для обсуждения переживаний, воспоминаний, мыслей, ассоциаций, возникающих у пациентов.

Третье произведение должно снять напряжение, создать атмосферу покоя. Оно может быть спокойным, релаксирующим либо, напротив, энергичным, дающим заряд бодрости, оптимизма, энергии.

В процессе группы активность пациентов может стимулироваться с помощью различных дополнительных заданий, например: постараться понять, чье эмоциональное состояние в большей степени соответствует данному музыкальному произведению; из имеющейся фонотеки подобрать собственный "музыкальный портрет", т.е. произведение, отражающее эмоциональное состояние кого-либо из членов группы.

При групповой психотерапии используется и активный вариант музыкотерапии. Он требует наличия простейших музыкальных инструментов. Пациентам предлагается выразить свои чувства или провести диалог с кем-либо из членов группы с помощью выбранных музыкальных инструментов. Как вариант активной музыкотерапии может рассматриваться хоровое пение [22; 392 – 394].

Пакет программ классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния

[19]:

1. Уменьшение чувства тревоги и неуверенности.

ü Шопен "Мазурка, "Прелюдии",

ü Штраус "Вальсы",

ü Рубинштейн "Мелодии".

2. Уменьшение раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы

.

ü Бах "Контата 2",

ü Бетховен "Лунная соната", "Симфония ля-минор".

3. Для. общего успокоения, удовлетворения

.

ü Бетховен "Симфония 6", часть 2,

ü Брамс "Колыбельная",

ü Шуберт "Аве Мария",

ü Шопен "Ноктюрн соль-минор",

ü Дебюсси "Свет луны".

4. Снятие симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми

.

ü Бах "Концерт ре-минор" для скрипки, "Кантата 21".

ü Барток "Соната для фортепиано, 'Квартет 5,

ü Брукнер "Месса ля-минор".

5. Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением

.

ü Моцарт "Дон Жуан",

ü Лист "Венгерская рапсодия" 1,

ü Хачатурян "Сюита Маскарад".

6. Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения

.

ü Чайковский "Шестая симфония", 3 часть.

ü Бетховен "Увертюра Эдмонд",

ü Шопен "Прелюдия 1, опус 28",

ü Лист "Венгерская рапсодия" 2.

7. Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей

Страницы: 1 2 3 4


Общее понятие сущности характера
«Совокупность стойких черт представляет собой характер личности. Характер – это совокупность стойких индивидуально-психологических свойств человека, которые проявляются в его деятельности и поведении, в отношении к коллективу, к другим людям, к труду, к окружающей действительности и самому себе. Характер наиболее тесно связан с темпер ...

Приложения
Приложение 1 Бланк анкеты Фамилия, имя обследуемого ребенка……………………………………………………………………………… Возраст обследуемого ребенка……………………… Состав семьи (сколько человек). Кто из них работает?…………………………………………………… Образование членов семьи (матери, отца, бабушки)………………………………………………………………… Возраст родителей (мать)……………….(отец)…………… Устойчивость ...

Экспериментальное исследование самооценки младших школьников. Организация исследования самооценки младших школьников
Целью опытно-экспериментальной работы составить и апробировать программу по развитию адекватной самооценки. Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Изучить проявление свойств самосознания. 2. Определить эмоциональный уровень самооценки. 3. Определить особенности самооценки младших школьников и представлени ...