Музыкотерапия как психологическое средство коррекции состоянийСтраница 3
Чаще всего в лечебной практике используется рецептивная музыкотерапия с ориентацией на коммуникативные задачи. Пациенты в группе прослушивают специально подобранные музыкальные произведения, а затем обсуждают собственные переживания, воспоминания, мысли, ассоциации, фантазии (часто проективного характера), возникающие у них в ходе прослушивания. На одном занятии прослушивают, как правило, 3 произведения или более-менее законченных отрывка (каждый по 10 – 15 минут). Программы музыкальных произведений строятся на основе постепенного изменения настроения, динамики и темпа с учетом их различной эмоциональной нагрузки. www.edutarget.ru
Первое произведение должно формировать определенную атмосферу для всего занятия, проявлять настроение пациентов, налаживать контакты и вводить в музыкальное занятие, готовить к дальнейшему прослушиванию. Это спокойное произведение, отличающееся расслабляющим действием.
Второе произведение – динамичное, драматическое, напряженное, несет основную нагрузку, его функция заключается в стимулировании интенсивности эмоций, воспоминаний, ассоциаций проективного характера из собственной жизни пациента. После его прослушивания в группе уделяется значительно больше времени для обсуждения переживаний, воспоминаний, мыслей, ассоциаций, возникающих у пациентов.
Третье произведение должно снять напряжение, создать атмосферу покоя. Оно может быть спокойным, релаксирующим либо, напротив, энергичным, дающим заряд бодрости, оптимизма, энергии.
В процессе группы активность пациентов может стимулироваться с помощью различных дополнительных заданий, например: постараться понять, чье эмоциональное состояние в большей степени соответствует данному музыкальному произведению; из имеющейся фонотеки подобрать собственный "музыкальный портрет", т.е. произведение, отражающее эмоциональное состояние кого-либо из членов группы.
При групповой психотерапии используется и активный вариант музыкотерапии. Он требует наличия простейших музыкальных инструментов. Пациентам предлагается выразить свои чувства или провести диалог с кем-либо из членов группы с помощью выбранных музыкальных инструментов. Как вариант активной музыкотерапии может рассматриваться хоровое пение [22; 392 – 394].
Пакет программ классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния
[19]:
1. Уменьшение чувства тревоги и неуверенности.
ü Шопен "Мазурка, "Прелюдии",
ü Штраус "Вальсы",
ü Рубинштейн "Мелодии".
2. Уменьшение раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы
.
ü Бах "Контата 2",
ü Бетховен "Лунная соната", "Симфония ля-минор".
3. Для. общего успокоения, удовлетворения
.
ü Бетховен "Симфония 6", часть 2,
ü Брамс "Колыбельная",
ü Шуберт "Аве Мария",
ü Шопен "Ноктюрн соль-минор",
ü Дебюсси "Свет луны".
4. Снятие симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми
.
ü Бах "Концерт ре-минор" для скрипки, "Кантата 21".
ü Барток "Соната для фортепиано, 'Квартет 5,
ü Брукнер "Месса ля-минор".
5. Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением
.
ü Моцарт "Дон Жуан",
ü Лист "Венгерская рапсодия" 1,
ü Хачатурян "Сюита Маскарад".
6. Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения
.
ü Чайковский "Шестая симфония", 3 часть.
ü Бетховен "Увертюра Эдмонд",
ü Шопен "Прелюдия 1, опус 28",
ü Лист "Венгерская рапсодия" 2.
7. Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей
Особенности развития сенсорики у детей-дошкольников с интеллектуальной
недостаточностью. Возрастные
закономерности развития сенсорики
Необходимым условием психического развития ребенка является созревание организма ребенка, его нервной системы (Ватажина Л.А.,Зелингер И.И и др.).
Для развития восприятия особо важное значение имеет созревание анализаторов (прежде всего, зрительного, слухового). Однако эти органические условия создают лишь возможности, предпосылки ра ...
Общая характеристика мышления. Основные мыслительные операции
Мышление – наиболее сложный обобщенный психический процесс, отражениея внутренних логических взаимодействий предметов и явлений. Специфическим содержанием мышления является понятие. Понятие - это опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии его более или менее существенных объективных связей и отношений. Поняти ...
Практическое исследование об особенностях развития восприятия, внимания и памяти
у детей дошкольного возраста. Организация исследования
В теоретической части данной курсовой работы мы рассматривали особенности развития в дошкольном возрасте таких психических процессов, как восприятие, внимание и память.
Исходя из этого, выделяем следующую цель исследования: исследование о существовании связи между восприятием, вниманием, памятью дошкольника.
Объектом исследования явля ...