Введение

Актуальность исследования: обусловлена тем, что при характеристике процессов, связанных с образованием малых групп, будет в виду лишь процесс образования реальных естественных малых групп. Поскольку они существуют в самых различных сферах общественной жизни, способы их образования весьма различны. Чаще всего они определяются внешними по отношению к группе факторами, например, условиями развития какого-либо социального института или организации, в рамках которых возникает малая группа (например, создается новый отдел в учреждении). В более широком смысле можно сказать, что малая группа задается определенной потребностью общественного разделения труда и вообще функционирования общества. Так, производственная бригада создается в связи с возникновением нового производства, школьный класс — в связи с приходом нового поколения в систему образования, спортивная команда — в связи с развитием спорта в каком-то учреждении, районе и т.д. Во всех этих случаях причины возникновения малой группы лежат вне ее и вне индивидов, ее образующих, в более широкой социальной структуре. Именно здесь создается некоторая система предписаний относительно распределения ролей и статусов в малой группе, целей ее деятельности. Все эти факторы пока еще не имеют ничего общего с психологическими механизмами образования группы, они есть предпосылки ее существования, совокупность внешних обстоятельств, обусловливающих возникновение группы.

Объект исследования: лидерство.

Предмет исследования: лидерство в школьном коллективе (классе).

Цель работы: изучение и исследование феномена лидерства в школьном коллективе (классе).

Задачи:

1. рассмотреть лидерство и руководство в малых группах и теории лидерства;

2. выявить коммуникативные и организаторские способности, стили руководства, лидерские способности учащихся;

3. корреляционный анализ полученных данных.

Гипотеза исследования: взаимосвязь между стилями руководства и лидерскими, коммуникативными и организаторскими способностями в школьном коллективе (классе).

Выборки: проводилось исследование в 9 А классе МОУ СОШ № 5 города Мыски Кемеровской области. В исследовании приняло участие 28 человек, из которых 15 девочек и 13 мальчиков в возрасте 14 – 16 лет.

Теоретико-методологическая основа исследования: труды специалистов-психологов в исследуемой области, в т.ч. Андреева (1994). В соответствии с целью и задачами исследования был использован комплекс методов исследования: теоретических (анализ литературных источников); эмпирических (опросник КОС и др.). Эмпирические данные были подвергнуты обработке стандартными математическими методами.

Методы исследования: тестирование.

Методики: Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий), Диагностика склонности к определенному стилю руководства (Е.П. Ильин), Методика коммуникативных и организаторских способностей (КОС-1), Социометрия.

Практическая значимость: определяется тем, что на основании теоретического и эмпирического исследования социально-психологических черт личности школьника на формирование и развитие лидерских качеств в учебном коллективе были даны рекомендации по оптимизации процессов эффективности совместной деятельности учащихся, что выступает предпосылкой личностного и группового развития учащихся старшей школы.


Самоактуализация личности, как проявление ее индивидуальности
У каждого человека есть тот или иной характер, более или менее разнообразные способности, каждый носит в себе множество простых и сложных ролей. Наконец, у каждого человека, даже самого примитивного, есть свой внутренний мир, свои потребности, личностные ценности, которые сообщают смысл всему, с чем человек сталкивается, формируя отноше ...

Особенности творческого мышления и художественного творчества
Творческое мышление, во-первых, пластично. Творческие люди предлагают множество решений в тех случаях, когда обычный человек может найти лишь одно или два. Творческое мышление подвижно: для него не составляет труда перейти от одного аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной единственной точкой зрения. И наконец, главное-это то, ...

Эмперическое исследование. Материалы и методы исследования
Описание групп С целью проведения исследования было сформировано 2 группы (по 20 человек; в каждой группе 10 девочек и 10 мальчиков) детей из полных и неполных семей в возрасте 5-6 лет, воспитывающихся в детском саду № 4 «Дельфин». В исследовании так же приняли участие их родители: в полных семьях – 18 женщин и 2 мужчин, в неполных се ...