Локус контроль как особая характеристика личности
Страница 1

Статьи по психологии » Исследование уровня субъективного контроля » Локус контроль как особая характеристика личности

Центральным личностным новообразованием подросткового периода является становление нового уровня самосознания, Я-концепции. Отрочество характеризуется, прежде всего, повышением значимости Я-концепции, системы представлений о себе, формированием сложной системы самооценок на основании самоанализа и сравнения себя с другими.

Стремление оценивать себя по объективным критериям, интерес к себе как к равноправному члену общества, создание внутренних критериев самооценки, базирующихся на реальных и потенциальных достижениях подростка, выстраивание социально одобряемого идеального Я способствуют его социализации и социальной компетентности. Степень реализованности стремления отражается в адекватной самооценке и уровне притязаний школьника, которые и могут служить признаком социальной компетентности. (К. Гордон) [6, с.102]

Чувство взрослости определяет стремление подростков приобрести умения и качества, характеризующие взрослого человека, и составляет основу формирования ответственности – важнейшей характеристики личности, отличающей социально зрелую личность от социально незрелой. Именно ответственность является основной составляющей социальной компетентности.

В настоящее время наиболее распространена концепция двух типов ответственности, т.е. теория «локуса контроля» (Д. Роттер). Согласно Роттеру, одним из элементов знания о себе является гипотеза людей об источнике их достижений и неудач, успехов и поражений, положительных и отрицательных результатов. В зависимости от содержания этой гипотезы Д. Роттер предложил различать между собой людей в соответствии с тем, где они локализуют контроль над значимыми для себя событиями, или иначе: различать людей с внутренней и внешней стратегиями. Существуют два крайних вида такой локализации, или локуса контроля: интеральный и экстеральный. [12]

Ответственность первого типа – это когда личность возлагает на себя всю ответственность за происходящее с ней в жизни («интернальный локус контроля»). Ответственность второго типа связана с ситуацией, когда человек склонен считать ответственными за все происходящее с ним либо других людей, либо внешние обстоятельства («экстернальный локус контроля»). В современных исследованиях понятие интернальности рассматривается дифференцированно. А.А. Реан ввел атрибутивный паттерн, условно называемый «хороший интернальный контроль». Он различает интернальность-экстернальность как по ситуативным областям (область достижения и область неудач), так и по каузальным (ответственность за причины неудач и ответственность за преодоление неудач).

«Хороший интернальный контроль» предполагает, что человек считает себя ответственным в области достижений и за преодоление неудач, при этом причины неудач не обязательно объясняет отсутствием собственных способностей, а обращается к внешним обстоятельствам. Такая интерпретация «хорошей интернальности» наиболее соответствует возрастным особенностям подростков, которые осознают свою ответственность и взрослость как не совсем «подлинные». Они чувствуют неуверенность в своей новой позиции и остро нуждаются в признании и поддержке этой позиции.

Страницы: 1 2 3


Виды эмоциональных состояний
В зависимости от глубины, интенсивности, длительности и степени дифференцированности можно выделить следующие виды эмоциональных состояний: чувственный тон, собственно эмоции, аффект, страсть, настроение. Простейшая форма эмоций — эмоциональный тон ощущений — врожденные гедонические переживания (от греч. hedone — наслаждение), сопровож ...

Эмоции
Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Они включены во все психически ...

Связь застенчивости и общения
Одной из сложных проблем психологии являются затруднения, с которыми человек сталкивается в деятельности, общении. Проблема затруднений, или "барьеров" общения, в качестве объекта специального исследования изучается с середины ХХ века (Кати Д., Ли Л., Лассвелл Г., Андерсен М., Кузьмин Е.С., Парыгин Б.Д., Ломов В.Ф., Коломенски ...