Локус контроль как особая характеристика личности
Страница 1

Статьи по психологии » Исследование уровня субъективного контроля » Локус контроль как особая характеристика личности

Центральным личностным новообразованием подросткового периода является становление нового уровня самосознания, Я-концепции. Отрочество характеризуется, прежде всего, повышением значимости Я-концепции, системы представлений о себе, формированием сложной системы самооценок на основании самоанализа и сравнения себя с другими.

Стремление оценивать себя по объективным критериям, интерес к себе как к равноправному члену общества, создание внутренних критериев самооценки, базирующихся на реальных и потенциальных достижениях подростка, выстраивание социально одобряемого идеального Я способствуют его социализации и социальной компетентности. Степень реализованности стремления отражается в адекватной самооценке и уровне притязаний школьника, которые и могут служить признаком социальной компетентности. (К. Гордон) [6, с.102]

Чувство взрослости определяет стремление подростков приобрести умения и качества, характеризующие взрослого человека, и составляет основу формирования ответственности – важнейшей характеристики личности, отличающей социально зрелую личность от социально незрелой. Именно ответственность является основной составляющей социальной компетентности.

В настоящее время наиболее распространена концепция двух типов ответственности, т.е. теория «локуса контроля» (Д. Роттер). Согласно Роттеру, одним из элементов знания о себе является гипотеза людей об источнике их достижений и неудач, успехов и поражений, положительных и отрицательных результатов. В зависимости от содержания этой гипотезы Д. Роттер предложил различать между собой людей в соответствии с тем, где они локализуют контроль над значимыми для себя событиями, или иначе: различать людей с внутренней и внешней стратегиями. Существуют два крайних вида такой локализации, или локуса контроля: интеральный и экстеральный. [12]

Ответственность первого типа – это когда личность возлагает на себя всю ответственность за происходящее с ней в жизни («интернальный локус контроля»). Ответственность второго типа связана с ситуацией, когда человек склонен считать ответственными за все происходящее с ним либо других людей, либо внешние обстоятельства («экстернальный локус контроля»). В современных исследованиях понятие интернальности рассматривается дифференцированно. А.А. Реан ввел атрибутивный паттерн, условно называемый «хороший интернальный контроль». Он различает интернальность-экстернальность как по ситуативным областям (область достижения и область неудач), так и по каузальным (ответственность за причины неудач и ответственность за преодоление неудач).

«Хороший интернальный контроль» предполагает, что человек считает себя ответственным в области достижений и за преодоление неудач, при этом причины неудач не обязательно объясняет отсутствием собственных способностей, а обращается к внешним обстоятельствам. Такая интерпретация «хорошей интернальности» наиболее соответствует возрастным особенностям подростков, которые осознают свою ответственность и взрослость как не совсем «подлинные». Они чувствуют неуверенность в своей новой позиции и остро нуждаются в признании и поддержке этой позиции.

Страницы: 1 2 3


Результаты исследования и их анализ
Изучение общих данных на основе анкетных данных детей из полных и неполных семей, позволило установить ряд отличий между группами испытуемых. Почти равное количество полных семей с 1 ребенком (45%) и 2 детьми (40%), число многодетных семей, где 3 детей, составляет 15%. Совсем другая ситуация наблюдается в неполных семьях, где преоблада ...

Особенности развития психологического знания в России на рубеже XIX века
XIX век – один из самых знаменательных этапов в русской истории и русской науке. Ослабление цензурного гнета, открытие многих либеральных изданий, возобновление университетских курсов по философии и психологии пробудили надежды прогрессивной части общества на то, что и в России, наконец, произойдет реформирование уклада и просвещение. О ...

Диагностика психологических особенностей изучения спортивного характера Волевые усилия и их значение в формировании спортивного характера
Всякое произвольное действие требует для своего совершения определённого, хотя бы минимального, волевого усилия. Волевые усилия отличаются от мышечных. Правда, при всяком волевом усилии имеются какие-то мускульные движения, хотя бы в зачаточной форме. Но эти движения не составляют главного в волевом усилии, для которого характерно состо ...