Локус контроль как особая характеристика личности
Страница 2

Статьи по психологии » Исследование уровня субъективного контроля » Локус контроль как особая характеристика личности

Ответственность и «локус контроля» как ее показатель являются центральным признаком социальной компетентности в подростковом возрасте. С формированием ответственности тесно связано развитие воли и произвольности поведения подростка. Умение владеть собой – важное качество взрослого, зрелого человека. Оно очень ценится подростком. Однако для типичного подростка характерны слабость воли, неорганизованность, сравнительно легкий отказ от достижения поставленной цели. Объясняя причины такой «волевой слабости», Л.С. Выготский говорил, что в этом случае характерна слабость не воли, а цели подростка, способного овладеть своим поведением, но не имеющего такой цели, ради которой стоило бы это осуществить. Для развития воли, следовательно, особую роль приобретает усиление цели. Социально компетентный подросток овладевает сознательным целеполаганием. [12]

Для обеспечения социальной адаптации очень важно овладение школьником средствами достижения желаемого результата и организация собственного поведения. К таким средствам относятся умение учитывать последствия совершенных и несовершенных поступков для себя и других, способность представлять такие последствия не только интеллектуально, но и эмоционально. Сформированность этих средств является признаком социальной компетентности подростка. [28, с 12]

Таким образом, уровень субъективного контроля – (УСК) - способность субъекта контролировать себя и свое поведение, управлять им, брать на себя ответственность за происходящее с ним и вокруг. [12, с.54]

Методика УСК - предназначена для оценки сформированного уровня субъективного контроля личности. Результат методики Уровень Субъективного Контроля может применяться в клинической психодиагностике, при профотборе, семейной консультации. Показатели методики УСК организованы в соответствии с иерархической структурой системы регуляции деятельности и включают в себя все шкалы индивидуального УСК личности. Программа (Результаты Уровень Субъективного Контроля) предоставляет психологу полную текстовую интерпретацию, показатели по шкалам, и "Психографический профиль личности".

Данная экспериментально-психологическая методика (разработана в НИИ им. Бехтерева) позволяет сравнительно быстро и эффективно оценить сформированный у испытуемого уровень субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями. Центральным в методике является выделение двух крайних типов интерпретации значимых для испытуемого событий - т.н. "интернального"(И) и "экстернального"(Е).

Любому человеку свойственна определенная позиция между этими типами. Она может меняться в зависимости от конкретной социальной ситуации и от отношения к ней: представляется ли ему она сложной или простой, приятной или неприятной и т.д. Поэтому, в данной методике, строится многомерный профиль, компоненты которого привязаны к разным типам социальных ситуаций, разной степени общности. При этом используются семь основных шкал, которые характеризуются:

"I" -ориентация -позиция между крайними типами И и Е;

Страницы: 1 2 3


Корреляционное отношение Пирсона η
Все рассмотренные выше коэффициенты корреляции служат для выявления только линейной зависимости между признаками. Для измерения нелинейной зависимости К. Пирсон предложил показатель, который он назвал корреляционным отношением. Напомним, что коэффициент корреляции rxy(формула 11.1), который был введен Пирсоном, характеризует связь между ...

Проблема и метод исследования
С древнейших времен было замечено, что люди отличаются друг от друга по динамике поведения. Факт индивидуального различия между людьми, засвидетельствованный здравым рас­судком, впервые был превращен в предмет научного анализа ве­ликим греческим ученым Гиппократом (IV век до н. э.), кото­рый, находясь под влиянием натурфилософии Эмпедок ...

Психологическая сущность игры дошкольника. Характеристика игровой деятельности ребенка
В период дошкольного детства игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что ребенок большую часть времени проводит в развлекающих его играх, - игра вызывает качественные изменения ребенка. Собственно игровое действие будет происходить тогда, когда ребенок под одним действием подразумевает другой. Игровое действие носит зн ...