Локус контроль как особая характеристика личности
Страница 2

Статьи по психологии » Исследование уровня субъективного контроля » Локус контроль как особая характеристика личности

Ответственность и «локус контроля» как ее показатель являются центральным признаком социальной компетентности в подростковом возрасте. С формированием ответственности тесно связано развитие воли и произвольности поведения подростка. Умение владеть собой – важное качество взрослого, зрелого человека. Оно очень ценится подростком. Однако для типичного подростка характерны слабость воли, неорганизованность, сравнительно легкий отказ от достижения поставленной цели. Объясняя причины такой «волевой слабости», Л.С. Выготский говорил, что в этом случае характерна слабость не воли, а цели подростка, способного овладеть своим поведением, но не имеющего такой цели, ради которой стоило бы это осуществить. Для развития воли, следовательно, особую роль приобретает усиление цели. Социально компетентный подросток овладевает сознательным целеполаганием. [12]

Для обеспечения социальной адаптации очень важно овладение школьником средствами достижения желаемого результата и организация собственного поведения. К таким средствам относятся умение учитывать последствия совершенных и несовершенных поступков для себя и других, способность представлять такие последствия не только интеллектуально, но и эмоционально. Сформированность этих средств является признаком социальной компетентности подростка. [28, с 12]

Таким образом, уровень субъективного контроля – (УСК) - способность субъекта контролировать себя и свое поведение, управлять им, брать на себя ответственность за происходящее с ним и вокруг. [12, с.54]

Методика УСК - предназначена для оценки сформированного уровня субъективного контроля личности. Результат методики Уровень Субъективного Контроля может применяться в клинической психодиагностике, при профотборе, семейной консультации. Показатели методики УСК организованы в соответствии с иерархической структурой системы регуляции деятельности и включают в себя все шкалы индивидуального УСК личности. Программа (Результаты Уровень Субъективного Контроля) предоставляет психологу полную текстовую интерпретацию, показатели по шкалам, и "Психографический профиль личности".

Данная экспериментально-психологическая методика (разработана в НИИ им. Бехтерева) позволяет сравнительно быстро и эффективно оценить сформированный у испытуемого уровень субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями. Центральным в методике является выделение двух крайних типов интерпретации значимых для испытуемого событий - т.н. "интернального"(И) и "экстернального"(Е).

Любому человеку свойственна определенная позиция между этими типами. Она может меняться в зависимости от конкретной социальной ситуации и от отношения к ней: представляется ли ему она сложной или простой, приятной или неприятной и т.д. Поэтому, в данной методике, строится многомерный профиль, компоненты которого привязаны к разным типам социальных ситуаций, разной степени общности. При этом используются семь основных шкал, которые характеризуются:

"I" -ориентация -позиция между крайними типами И и Е;

Страницы: 1 2 3


Факторы, определяющие интерес к учёбе и способствующие учебно-творческой деятельности
Таблица 15.1 Факторы, определяющие интерес к учёбе у бюджетников вновь поступившие обучающиеся всего по бюджетникам очники очники заочники соискатели итого м ж м ж м ж 2,50 1,60 1,74 1,00 1,00 2,50 1,74 1,93 8 23,3 7 37,5 8 24,2 4 33,3 ...

Понятие времени
Время является формой протекания всех механических, органических и психических процессов, условием возможности движения, изменения и развития, всякий процесс, будь то пространственное перемещение, качественное изменение, возникновение или гибель, происходит во времени. Первое упоминание категории времени приходится на античную мифологи ...

Экспериментальное изучение тревожности как компонента информационного стресса у студентов ВУЗа. Задачи, методики и результаты эксперимента
Согласно цели исследования проведено обследование студентов второго курса Воркутинского филиала СПбГТУ очного и заочного отделения, обучающиеся по специальности «Автоматизация горного производства» до сессии и после окончания экзаменов. В экспериментальную группу вошли 48 студентов дневного отделения 18-20 лет, из них 30 юношей и 18 дев ...