Обработка и интерпретация результатов исследования локуса контроляСтраница 1
В процессе исследовательской работы было установлено следующее:
1. Уровень субъективного контроля детерминирует внутреннюю или внешнюю направленность испытуемых по отношению к значимым событиям его жизнедеятельности и является показателем самосознания, определенным образом влияя на адекватность, высоту и устойчивость самооценки и самоотношения.
2. Выявились особенности личностных показателей самоактуализации подростков.
3. Шкалы локуса контроля указывают на источник (внешний или внутренний) ответственности за результаты жизнедеятельности личности в разных сферах, но не связаны, видимо, с контролем над самим процессом достижения этих результатов. На одном полюсе данного фактора — внутренний контроль над процессом — настоящее «планируется мною», «идет от меня», «зависит лично от меня», «зависит от моих усилий и способностей». На противоположном полюсе — внешний контроль над процессом — настоящее «планируется другими», «зависит от случая», «идет извне», «не поддается моему контролю». Внутренний контроль над процессом доминирует у нормальных и благополучных подростков. У девиантов же он выражен в гораздо меньшей мере, сопровождается столь же выраженным внешним контролем.
Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Шкалы локус контроля |
Дети из семей алкоголиков |
Результат |
Дети из обычных семей |
Результат |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Шкала общей интернальности |
Не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их является результатом случая или действий других людей. |
0 баллов 3 стена |
Считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, следовательно, чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом |
38 баллов 6 стен |
Шкала интернальности в области достижений |
Приписывают свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам - везению, счастливой судьбе или помощи других людей |
-7 баллов 2 стена |
Считают, что могут осуществить свои планы в результате целенаправленных действий, оценки в школе зависят в первую очередь от их степени подготовленности и их собственных усилий |
14 баллов 7 стен |
Шкала интернальности в области неудач |
Склонны приписывать ответственность за неудачи другим людям или считать их результатом невезения |
- 1 балл 3 стена |
Способны брать на себя ответственность за ошибки и неудачи, но также не отрицают момент удачи и ведения |
7баллов 5 стен |
Шкала интернальности в семейных отношениях |
Считают себя в некоторой степени виноватыми за семейную ситуацию, но ничего не могут изменить, надеются на других, склонны списывать все на стечение обстоятельств |
2 балла 3 стена |
Считают, что имеют влияние в семье, несут некоторую ответственность за ситуацию в семье, понимают, что необходимо уметь принять мнение другого человека. Воспитание, по их мнению, играет важную роль. |
13 баллов 6 стен |
Шкала интернальности в области производственных отношений. |
Склонны приписывать более важное значение внешним обстоятельствам - руководству, товарищам по работе, везению - невезению. |
- 4 баллов 2 стена |
Настроены на хорошие взаимоотношения в коллективе, с руководством, считают, что достижения в работе, будущей карьере зависят от их усилий ответственности, работоспособности. |
20 баллов 7 стен |
Шкала интернальности в области межличностных отношений. |
Не считают нужным предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатии других. В ряде случаев считают, что их никто не ценит, в ряде моментов открыто говорят, что это их не интересуют. |
9 баллов 9 стенов |
Считают, что одиночество происходит из-за не проявления или недостаточного проявления интереса к сверстникам и дружелюбия, считают, что имеют влияние на друзей, последние прислушиваются к их мнению. |
6 баллов 7 стенов |
Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни. |
Считают здоровье и болезнь результатом случая и надеются на то, что выздоровление придет в результате действий врачей. |
- 6 баллов 1 стена |
Часть детей считают, что скорее всего если суждено заболеть, то ничего не поделаешь, в тоже время, что правильный образ жизни имеет большое влияние на здоровье |
- 2 балла 3 стена |
Понятие о способностях. Способности и задатки
Понятие о способностях. Общее представление о способностях. Разница между способностями, знаниями, умениями и навыками. Быстрота овладения новыми знаниями, умениями и навыками, их качество — основные признаки наличия у человека способностей. Три различных определения способностей. Природные (естественные) и приобретенные (социально обус ...
Принцип единства сознания и деятельности как конкретизация принципа
детерминизма
Деятельность – динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте пс. образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной деятельности. Это активное взаимодействие человека со средой, в которой он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в ...
Методика «Интеллектуальная лабильность»
Методику рекомендуется использовать для диагностики лабильности, т.е. способности переключения интеллектуального внимания, умения быстро переходить с решения одних задач на выполнение других (не допуская ошибок), с целью прогноза успешности в профессиональном обучении, в освоении нового вида деятельности и оценки качества трудовой практ ...