Реализация системного подхода в психологических учениях

Статьи по психологии » Ответы на госудаственные экзамены по психологии ЮУрГУ » Реализация системного подхода в психологических учениях

Система – соединение, составленное из частей.

Принцип системности - это объяснительный принцип научного познания, требующий исследовать явления в их зависимости от внутренне связанного целого, которое они образуют (Ярошевский). Т.е. данный принцип требует рассматривать любое пс. явл-е как систему, несводимую к сумме своих элементов.

5 концепций, противоречащих принципу системности:

1. холизм (от греч. «целый, весь»)- это концепция обобщает фактор целостности, принимая ее как первичное, ни из чего не выводимое начало.

2. элементаризм - каждый из компонентов системы является самодостаточной величиной, т.е. они независимы др. от др.

3. эклектизм (от греч. «выбирающий»)- соединение разнородных, лишенных внутренних связей, несовместимых др. с др. идей и положений либо подменена одних логических оснований другими.

4. редукционизм - сводил целое к частям, либо сложные явления к простым.

5. внешний методологизм -

высшая методология, управляет работой каждого элемента, организма, науки, каждым движением мысли по добыванию и объяснению фактов.

Концепции, реализующие принц, систем-ти:

1) Аристотель: 1ым в истории науч. мысли утвердил

принцип систем-ти. Душа представляется внешней по отношению к телу, она разделена на части, каждая из которых находится в разных органах тела. Организм –целостная система, которая зависит от движения частиц. Живое тело имеет физич. состав; в нем действие эл-тов соверш-ся по особым внутр. принципам, установленным организмом как целым, от к-ых зависит взаимодействие частей. Тело прекращает свое сущест-ние не из-за исчезновения одного из эл-тов, а по причине распада его системной организации.

2) Дуалистич. направл-е (17 в.) - здесь зарождается новый тип системного объяс-ния организма - модель Декарта: организм есть машина, образное работающее устройство. Здесь же происх. открытие рефлекторной природы повед-я.

3) Середина 18 в. – меняется весь строй представлений об организме. Организм и среда понимались как целостность. Дарвин: организм наделен изначально заложенной в нем целью, т.е. механизмом естеств. отбора. Клод Бернар: сущ-ет 2 среды: внеш. (физич.) и внутрен.; в них сущ-ют все живые эл-ты органич. тела. Гельмгольц: целостный пс. образ строится сенсомотор. механизмом. Сеченов Иван Михаил.: теория нейрорегуляции поведения целостного организма.

4) В сер. 19 в. – появ. психотерапевтические теории/ псих. школы. Фрейд описал защит. мех-мы, благодаря которым л-ть с ее влечениями способна выжить в соц. мире. Проблема научения - И.П.Павлов и Э.Торндайк очертили своими открытиями новую предметную область, названную поведением. Действующим лицом поведения выступил целостный организм. «Нельзя объяснить работу системы, не выяснив из каких блоков она состоит.»

Гештальтизм -

выдвинул идею о первичности психических целых, начиная от наипростейших сенсорных данных. «Поэтому нет нужды делить псих-ие операции на элементарные и высшие. На всех уровнях нет ничего, кроме гештальтов.»

Знаковая система Выготского - всякая система проходит 3 этапа:

· интерпсихол. -«я приказываю, а вы выполняете»

· экстрапсихол - «я начинаю говорить сам себе, т.е. действую про себя».

· Интрапсихол. - здесь есть 2 пункта мозга, которые возбуждаются извне и имеют тенденцию действовать в единой системе.

Сист-ть в рамках Пиаже:

интеллект - система интериоризованных операций (д-ий) чел. организма. Сперва этот организм совершает внешние материал. действия, затем они превращаются в операции. В ходе развития ребенка совершается переход интел-та от сенсомот-х структур к структурам более высокого уровня: сперва к стадии конкретных умственных д-ий, затем к стадии, когда эти д-я превращ-ся в операции и возникает способность к дедуктивным умозаключениям и построению гипотез. Операции отличаются тем, что они обратимы и скоординированы в системы.

Ломов рассм. псих. системы как целенаправленные и соц-но бусловленные, изменяющиеся в процессе индив. развития. Они проходят этапы последовательного усложнения, диффер-ции и трансформации своей структуры. Единым основанием, из которого развертываются псих. системы, явл. совмест. чел. деят-ть, включающая процессы общения.


Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Исследования малой группы в отечественной и зарубежной психологии
Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. С. 5—34, 72—83 Определение. За более чем 90-летнюю историю экспериментальной социальной психологии исследователи неоднократно обращались к определению понятия «малая группа», сформулировав при этом огромное количес ...

Коэффициент корреляции «φ»
При сравнении двух переменных, измеренных в дихотомической шкале, мерой корреляционной связи служит так называемый коэффициент «φ», или, как назвал эту статистику ее автор К. Пирсон, — «коэффициент ассоциации». Величина коэффициента «φ»лежит в интервале +1 и -1. Он может быть как положительным, так и отрицательным, характериз ...

Влияние игровой деятельности на развитие личности дошкольника. Происхождение и сущность игры
Игра издавна привлекает к себе внимание не только психологов и педагогов, но и философов, этнографов, искусствоведов [п. 12, с.10]. Г. В. Плеханов, теоретик и пропагандист марксизма, доказывает, что в жизни общества труд предшествует игре и определяет ее содержание. В играх первобытных племен изображается война, охота, земледельческие ...