Речь и ее развитие в онтогенезе
Страница 1

Речь - исторически сложившаяся форма общения людей, опосредованная языком.

Язык – система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей опред. значение и смысл.

Рубинштейн: «Речь – это язык, функционирующий в контексте индивидуального сознания».

По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный хар-р. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации (письменные тексты), средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения ч-ка. Соответственно речь явл-ся полиморфной деятельность, т.е. в своих различ. функциональных назначениях представлена в разных формах: внешней, внутренней, монолога, диалога, письменной, устной и т.д. Например, внешняя Р. - играет в основном роль средства общения, внутренняя - средства мышления. Письменная - чаще всего для запоминания информации и т.д.

2 основных функции речи (по Рубинштейну):

5. коммуникативная – как форма общения;

6. сигнификативная – как форма сущ-ния мысли, сознания.

Основные психологические теории, объясняющие процесс развития речи:

1. Теория научения.

Подражание и подкрепление явл-тся основными механизмами формирования и развития речи у ч-ка. У реб-ка имеется врожденная потребность и способность к подражанию, в том числе звукам человеч. речи. Получая положит., эмоц. подкрепление, подражание ведет к быстрому усвоению сначала звуковой чел. речи, затем фонем, морфем, слов, высказываний, правил. Т.о., освоение речи сводится к научению всем ее основным элементам.

2. Н.Хомский: в организме и мозге ч-ка с рождения имеются некоторые специфич. задатки к усвоению речи. Эти задатки созревают примерно к годовалому возрасту и открывают возможности для ускоренного развтия речи с 1 до 3 лет. Данный возраст явл-ся сенситивным для формирования речи. В более широких возрастных границах ч-ка от года до половой зрелости (имеется в виду не только усвоение языка как средства общения, но и освоение его на понятийном уровне как средства мышления) развитие речи обычно происходит без осложнений, но вне него язык усвоить или трудно, или вообще невозможно. По данной причине взрослые иммигранты хуже усваивают чужой для них язык, чем их малолетние дети.

3. Когнитивная теория (Ж. Пиаже). Развитие речи зависит от присущей реб-ку с рождения спос-ти воспринимать и перерабатывать инф-цию. Этим и объясняется детское спонтанное словотворчество. Предполагается, что реч. развитие зависит от развития мышления, а не наоборот. Установлено, что 1ые высказывания малышей обычно относятся к тому, что они уже понимают. Дети обычно говорят о том, что для них интересно => на развитие речи влияет и мотивация реб-ка. Усвоение речи реб-ком начинается с выделения реч. сигналов из всей совокупности звуковых раздражителей. Затем в его восприятии эти сигналы объединяются в морфемы, слова, предложения, фразы. На базе их формируется связанная осмысленная внешняя речь, обуславливающая общение и мышление.

В последние годы ведется немало споров о том, является ли способность к усвоению речи у человека врожденной или нет. С одной стороны есть доказательства, что ни о какой врожденности речи человека говорить нельзя. Например, отсутствие каких бы то ни было признаков членораздельной человеческой речи у детей, выросших в изоляции от говорящих на родном языке людей и никогда не слышавших человеческого голоса. У человека только в условиях обучения и воспитания может появиться и развиваться понятийная речь. С другой стороны, имеется не мало доказательств, которые свидетельствуют о том, что многие высшие животные обладают развитой системой коммуникаций, по многим своим функциям напоминающей речь человека. Высшие животные (обезьяны, собаки, дельфины и др.) понимают обращенную к ним речь человека, избирательно реагируют на эмоционально-экспрессивные аспекты. Дети с рождения способны отличать речь человека и выделять ее из множества других звуков, избирательно на нее реагировать и очень быстро обучаться. Другим доказательствам врожденных предпосылок к усвоению речи является типичная последовательность стадий ее развития. Эта последовательность одинакова у всех детей, независимо от того, где они родились, в какой культуре развивались. Речь ребенком не может быть усвоена раньше определенного периода времени, например, до одного года жизни.

Страницы: 1 2


Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме влияния стиля педагогического общения на успешность протекания адаптационного периода у первоклассников. Сущность и специфика адаптационного п
Понятие «адаптация» - одно из основных в научном исследовании организма, поскольку именно способность к адаптации обеспечивает возможность существования организма в постоянно изменяющихся условиях среды. Современное представление об адаптации основывается на работах Г. Селье (1960), П.К. Анохина (1975) и других психологов. Несмотря на ...

Основные подходы психогигиены, психопрофилактики и психотерапии периода раннего материнства. Помощь беременной.
Далее перейдём к описанию психогигиенических требований и психопрофилактических мер, способствующих наиболее гладкому прохождению каждого из этапов раннего материнства. Приведённые здесь принципы работы важно соблюдать медицинскому персоналу в сфере акушерства и гинекологии, применительно как к первородящим женщинам, так и рожающим повт ...

Понятие личности в психологии. Понятие личности и структура личности
Понятие "личность" многопланово. Личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, этики, эстетики, педагогики и т.д. каждая из наук изучает его в своем специфическом аспекте. На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении м ...