Речь и ее развитие в онтогенезеСтраница 2
Развитие речи в онтегенезе.
I. Подготовление словесной речи (до 2 лет).
Первы дни р-ка – хныканье, позднее – звуки зачатков лепета. Р-к начинает прислушиваться к звукам, связвает звуки голоса с присутствием взрослых. После 4 мес р-к начинает бессознательно подражать интонации и ритму голоса взрослых, в лепете р-ка появ-ся певучие гласные, повторяющиеся слоги. Первые слова связаны с эмоциональными переживаниями р-ка.
II. Первоначальное овладение языком (с 2 лет).
1. слова-предложения
2. двух-трехсловные предложения
III. Развитие речи в процессе реч. практики (с 2,5 до 6 лет).
Необычные по звучанию и по смыслу слова заменяются словами «взрослой» речи, но это происходит в первую очередь при полноценном общении ребенка со взрослыми. Если такого общения не происходит, освоение речи замедляется. К 3 годам слово приобретает для него предметное значение. В раннем возрасте быстро растет пассивный словарь - количество понимаемых слов. Интенсивно разв-ся и активная речь: растет активный словарь, появ-ся 1ые фразы, 1ые вопросы, обращенные к взрослым.
IV. Развитие речи в связи с изучением языка (с 6-7 лет).
К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения (начинается обучение чтению и письму). Развивается звуковая сторона речи. Интенсивно растет словарный состав речи. Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности строения слова и построения фразы. К концу дошкольного возраста речь переходит в контекстную. Он может пересказать прочитанный рассказ или сказку, описать картину и т.п. Развиваются все виды речи (диалог, монолог и т.д.).
Единство внутренней и внешней речи.
Внутренняя речь обособляется от внешней у детей постепенно и трудно.
Кольцова: «Умение детей думать про себя вырабатывается на 5-ом году жизни. А в первые годы роль мышечных ощущений настолько велика, что они не могут думать молча. Сначала дети произносят читаемые слова в слух, потом переходят на шепотную речь и только через год после обучения чтению, появляется умение читать молча. То, что внутренняя речь обособляется от внешней в детстве медленно и трудно - это проявление их единства».
Внешняя и внутренняя речь - это две стороны языка, обеспечивающие человеку выполнение функций абстрактно-логического мышления и общения с другими людьми.
Внутренняя речь участвует во всех мыслительных процессах направленных на решения каких-либо задач. Выступает как фаза планирования практической и теоретической деятельности. Ее характерные особенности: развернутость и ситуативность.
Проблема эгоцентрической речи.
Выготский, Пиаже.
Особенности развития сенсорики у дошкольников с
интеллектуальной недостаточностью. Особенности, вызванные дефектом
В работах по специальной психологии умственно отсталых детей, подчеркивается, что основным признаком олигофрении является недоразвитие познавательной стороны деятельности. Недоразвитие и недостатки познавательной деятельности проявляются и в сенсорно-перцептивном освоении умственно отсталыми детьми окружающего мира. Психофизиологическ ...
Изучение внимания детей младшего школьного возраста. Цели,
задачи, методы исследования.
Для изучения внимания детей младшего школьного возраста мною было проведено исследование. Исследование проводилось на базе начальной школы № 173 города Нижнего Новгорода.
Цель: исследование особенностей внимания учащихся начальных классов. Задачи:
1. Подобрать методики изучения внимания учащихся;
2. Провести исследование внимания дет ...
Педагогические рекомендации
1. Чтобы повысить уровень развития рефлексии у подростков, необходимо педагогу-психологу создать обстановку в которой подростки могли бы подготовить тело и психику к деятельности, сосредоточиться на своем внутреннем мире.
2. Необходимо помочь подростку освободиться от излишнего физического и нервного напряжения, снять эмоциональную и п ...

