Использование компьютера в проведении психологического исследования

Статьи по психологии » Структура и этапы психологического исследования » Использование компьютера в проведении психологического исследования

Можно выделить несколько основных аспектов использования компьютерной техники.

1. Компьютерное представление стимульной информации. Возможности представления информации на дисплее значительно раздвигают возможности проведения разнообразных экспериментов в области исследования познавательных процессов, интеллекта, разработки нового поколения индикаторов и вообще всех средств отображения информации в автоматизированных системах.

2. Компьютерное управление экспериментом. Применение современной вычислительной техники позволяет разрабатывать процедурные схемы и режимы, которые без ее использования принципиально невозможны. Если скорость обработки информации, идущей от испытуемого или испытуемых (оценка реакций, действий, состояния и так далее), и выбора варианта программы эксперимента соизмеримы со скоростью реакций и изменений в организме и психике человека или превышают их, то управление в реальном масштабе времени дает возможность более точной оценки величины психофизиологических резервов, актуальной пропускной способности по переработке информации, диагностике и прогнозированию состояния человека и многих других параметров.

3. Организация хранения полученных данных. Преимущества компьютерной реализации этих задач: возможность хранения очень больших объемов информации; оперативный доступ к любому элементу хранящейся информации; оперативная селекция информации одновременно по многим критериям; гибкость в переструктурировании объемов и принципов организации.

4. Обработка полученных данных. Компьютер значительно расширяет возможности исследователя в обработке эмпирических данных. Многие процедуры математической обработки могут быть реализованы только на вычислительной технике. Представление полученных данных с использованием специальных программ делает отображение на дисплее эффективной зрительной опорой для создания наглядности и активизации образного мышления. Применение ЭВМ в психодиагностике может не только заменить ручную обработку и вычисления с калькулятором, но и дать возможность использовать мощные формализованные процедуры, например математическую теорию образов.

5. Компьютерное психологическое моделирование. Компьютер представляет новые возможности в имитации жизненных ситуаций (транспортных, производственных, спортивных, боевых) в лабораторной обстановке. Моделирующие устройства, включающие компьютер, могут значительно повышать также их использование для обучения и тренировки.

Несомненно, центральной фигурой теоретического и прикладного исследования, психодиагностической ситуации остается специалист, а основными факторами – личность специалиста, его интеллект, профессиональные знания и опыт, интуиция. Во многих случаях использование компьютера добавляет удобство, что никак не следует умалять, но принципиально ничего не меняет.[7]

Значительно расширяют возможности обработки и хранения данных психологического исследования системы (программы) управления базами данных (СУБД). Весьма удобны пользовательские программы работы с электронными таблицами «Excel», «Paradox», «Statistica» функционирующие в среде Windows.


Психометрия, ее осн. параметры: тест. нормы и проверка их
Психометрия (от греч. metron- мера)- первоначально- измерение t-ых хар-к психич. пр-сов на рубеже Х1Х-ХХ веков как следствие общего для всех экспер-ых наук стремления к использованию мат. методов. Ныне под психометрией понимается весь круг ??-сов, связанных с измерением в Y-ии. Включает психофизику. Психометрия- это математизированная т ...

Особенности развития восприятия, внимания и памяти у детей дошкольного возраста. Общее развитие психики у детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте под влиянием воспитания происходит дальнейшее развитие психики ребенка. Если опыт детей преддошкольного возраста ещё очень ограничен, то у ребёнка-дошкольника запас временных связей значительно возрастает. Под педагогическим воздействием окружающих они становятся богаче и разнообразнее по содержанию. Вместе с тем ...

Индивидуальный стиль деятельности как системообразующая функция интегральной индивидуальности
Климов Е. А. Индивид, стиль Д-ти. Наиболее общепризнанными формальными признаками индивидуального стиля (ИС) можно считать следующие: а) устойчивая сис-ма приемов и способов Д-ти; б) эта система обусловлена определенными Л-ми кач-ми; в) эта сис-ма явл. средством эффективного приспособления к Q-ным требованиям. В целом под ИС понимается ...