Эмоц. процессы, их ф-ции, компоненты, закон-ти протекания
Страница 1

Статьи по психологии » Ответы на госудаственные экзамены по психологии ЮУрГУ » Эмоц. процессы, их ф-ции, компоненты, закон-ти протекания

Термин «эмоция» происходит от латинского слова, что означает сотрясаю, волную. Со временем значение этого понятия изменилось: эмоции - это обобщенные чувственные реакции, возникшие в ответ на разнообразные по характеру экзогенные и эндогенные сигналы, обязательно влекущие за собой определенные изменения в физиологическом состоянии организма. К.Н. Платонов отмечает, что «эмоции отражают не предметы и явления реального мира, а объективные отношения, в которых эти предметы и явления находятся к потребностям человека как организма.

Эмоции составляют часть психической деятельности. Эмоции - это процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий. Эмоции и чувства это существенное отношение к предметам и явлениям, возникающее в результате отражения их непосредственной связи с актуализированными потребностями.

Чувства связаны с удовлетворением социально выработанных потребностей. Чувство долга, любви, стыда формируются у человека по мере его включения в социальные связи.

Итак, эмоции - это механизм непосредственной, импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственной оценке жизненных явлений и ситуаций. Можно выделить самостоятельные эмоциональные состояния: интерес - возбуждение; удовольствие - радость; удивление - изумление; горе - страдание; гнев - ярость; отвращение - омерзение; презрение - пренебрежение; страх - ужас; стыд -застенчивость; вина - раскаянье.

Эмоция - это работа инстинктивно эмоционального состояния. Они различаются по модальности, интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, генетическому происхождению, условиям возникновения и т.д.

Эмоции - это наше настроение, аффекты, страсти, чувства. Настроение - ситуативно обусловленное доминирование определенной эмоции или чувства, усиливающее или ослабляющее психическую деятельность не протяжении более или менее длительного периода.

Настроение вызывается различными положительными или отрицательными воздействиями. Оно всегда причинно обусловлено, хотя причина его иногда и не осознается. Настроение - эмоциональное состояние сравнительно положительной, устойчивой, умеренной или слабой интенсивности, проявляющееся в качестве положительного или отрицательного эмоционального фона психологической жизни индивида.

Эйфория - повышенное радостное, веселое настроение, состояние благополучия и беспечности, не соответствующее объективным обстоятельствам, при котором наблюдается мимическое и общее двигательное оживление, психомоторное возбуждение.

Аффект - сильное и относительно краткое эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для объекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов. В основе аффекта лежит переживаемое человеком состояние внутреннего конфликта.

Восторг, гнев, ярость, ужас - состояние эмоционального возбуждения высшей степени. В состоянии аффекта человек действует под влиянием эмоций. Аффект является эмоциональным взрывом в условиях дефицита информации, необходимой для адекватного поведения. Разновидность аффекта - страх. Страх - это, безусловно, рефлекторная эмоциональная реакция на опасность, проявляющаяся в резком изменении жизнедеятельности организма. У многих, страх - это астеническая эмоция, вызывающая ступор, неподвижность. Страх преодолевается волевым усилием, мыслительной деятельностью. Страх является пассивно-оборонительной реакцией на опасность, может приобрести наступательный характер - гнев.

Фрустрапия - стойкое и глубокое отрицательное эмоциональное состояние, вызванное крушением близко достижимой и значительной цели, срыв стратегических планов личности, порождающиеся, как правило, агрессивными проявлениями в отношении фрустратора. Труднопреодолимость фрустрации связана с тем, что человек не может устранить причины этого состояния. Поэтому в состоянии фрустрации человек сознательно ищет какие-либо компенсирующие выводы или осознанно совершает неадекватные действия: уходит в мир грез, иногда регрессирует.

Стресс - термин, использующийся для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Эмоциональный стресс появляется в ситуации угрозы, опасности, обиды. Стресс - это состояние, связанное с тотальной мобилизацией сил на поиск выхода из создавшегося положения, не достижение необходимого приспособительного эффекта.

Страницы: 1 2


Эмпирические данные, полученные психодиагностическим методом. Методика «Таблицы Шульте»
Методика предназначена для определения устойчивости внимания и динамики работоспособности при обследовании лиц разных возрастов. Испытуемому предлагается поочередно пять таблиц, на которых в произвольном порядке расположены числа от одного до 25. Испытуемый отыскивает, показывает и называет числа в порядке их возрастания. Проба повторя ...

Экспериментальное исследование сенсорно-перцептивной сферы детей дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью. Задачи и методика эксперимента
Основной задачей данного исследования являлось изучение актуально­го уровня развития сенсорно-перцептивной сферы детей с выраженной ин­теллектуальной недостаточностью и создание на этой основе методической системы сенсорного воспитания. Для достижения этой цели предпо­лагалось решить ряд задач. Во-первых, получить возможно более полную ...

Влияние игры на психическое и личностное развитие ребенка
Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя ...