«Я концепция», ее структура и становление в онтогенезе

Статьи по психологии » Ответы на госудаственные экзамены по психологии ЮУрГУ » «Я концепция», ее структура и становление в онтогенезе

«Я концепция» или «зеркальное я». Каждый ч-к отображает не только внешний по отношению к нему мир, не только всегда дает определенный эмоц. отклик на этот мир и не только > или < активно проявляет себя в нем, совершая поступки различ. соц. значимости и осуществляя неодинаковые по творческому вкладу в них деяния. Он вместе с тем также постоянно отображает в образно-понятийной форме и себя самого и так или иначе относится к себе и все это выливается у него в действия, объектом которых оказывается он сам. У него, другими словами, есть всегда какая-то концепция о своем организме, о себе как о Л-и. Структура: 1) Я - реальное (того, как человек отображает себя, относится к себе и общается с собой сейчас); 2) Я - идеальное (каким бы он не хотел стать, ориентируясь на моральные нормы); 3)динамическое Я (каким он стремится и старается стать); 4)фантастическое Я (каким бы он желал стать, если бы-это оказалось возможным при особенно благоприятных условиях). Важно отметить, что люди очень сильно отличаются друг от друга, так сказать, «расстояниями», разделяющими их реальное, идеальное, динамическое и фантастическое Я. Столь же сильно они отличаются друг от друга степенью доминирования их «я» под другими «ты» и «вы» в ситуациях взаимодействия и принятия совместных решений. Рассматривая другие хар-ки «Я» у ч-ка, видно, что у одних людей их Я обладает большой автономностью по отношению к воздействиям, которым они подвергаются из вне, и большей способностью отстраиваться от переживаний, которые у них возникают в ответ на эти воздействия. У других их Я плохо или совсем не дистанцируется от этих переживаний и как итог - у 1ых на лицо всегда наиболее ярко выступает способность к саморегуляции и самоконтролю своих поступков и действий в природной и соц. среде, а у 2-ых оказывается выраженной очень слабо. «Я - концепция» выполняет тройную функцию: 1 способствует достижению, внутренней согласованности Л-и; 2)определяет хар-р и особенности интерпретации приобретенного опыта; 3)служит источником ожидания относительно собственного поведения и самого себя. Кроме того, Я-концепция осуществляет регуляцию соц. поведения Л-и. Целью воспитания и 1-я является формирование в Л-и таких ценностных ориентации, отношений, мотивов, которые обеспечивали бы оценку и регулирование поведения в соответствии с морально-нравственными нормами, принятыми в конкретной социально-культурной среде. Я-концепция является не статичным, а динамичным психологич. образованием. Соц. среда (семья, школа, многочисленные группы, в которые включена Л-ть) оказывает сильнейшее влияние на формирование Я-концепции. Фундаментальное влияние на формирование Я-концепции в процессе социализации оказывает семья. С возрастом все более весомым в 1-й Я-концепции становится значение опыта соц. взаимодействия в школе и в неформальных группах. Однако вместе с тем семья как институт социализации Л-и продолжает играть важнейшую роль и в подростковом, и в юношеском возрасте. Наша Я-концепция включает в себя не только наши убеждения в том, кто мы сейчас, но также и то, кем мы могли бы стать - наши возможные Я. Хейзел Маркус: наши возможные Я заключают в себе то, какими мы видим себя в наших мечтах - богатый я, худой я и т.д. Такие возможные Я мотивируют нас к достижению особой цели - к той жизни, к которой мы стремимся.

Я-концепция включает компоненты: 1)когнитивную - образ своих качеств, способностей, социальной значимости; 2.)эмоциональную - самоуважение, себялюбие, самоуничижение; 3)оценочно-волевую - стремление повысить самооценку, завоевать уважение и пр.

Становление Я-концепции. обусловленное широким со ц.-культурным контекстом, возникает в обстоятельствах обмена Д-ю между людьми, в ходе коего субъект «смотрится как в зеркало в другого ч-ка» и так сглаживает, уточняет, корректирует образы своего я. Формирование адекватной Я-концепции, и прежде всего самосознания, - одно из важных условий воспитания сознательного типа общества.


Психологическая профилактика конфликтов на производстве
Не всегда конфликты можно однозначно трактовать в качестве положительного или отрицательного явления. В то же время очевидно, что конфликты, наносящие непоправимый ущерб людям и природе, конфликты, связанные с насилием, должны быть ограничены или, еще лучше, предупреждены. Последний акт, конечно, более разумен и полезен со всех точек зр ...

Развитие мышления
Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, суждений и т.п. Выделяют три вида мышления: - наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами (игрушками); - наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов явлений); - словесно-логическое ...

Способности и степени их развития в художественном творчестве
Способности — индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся. Способности — понятие динамическое, их формирован ...