«Я концепция», ее структура и становление в онтогенезе

Статьи по психологии » Ответы на госудаственные экзамены по психологии ЮУрГУ » «Я концепция», ее структура и становление в онтогенезе

«Я концепция» или «зеркальное я». Каждый ч-к отображает не только внешний по отношению к нему мир, не только всегда дает определенный эмоц. отклик на этот мир и не только > или < активно проявляет себя в нем, совершая поступки различ. соц. значимости и осуществляя неодинаковые по творческому вкладу в них деяния. Он вместе с тем также постоянно отображает в образно-понятийной форме и себя самого и так или иначе относится к себе и все это выливается у него в действия, объектом которых оказывается он сам. У него, другими словами, есть всегда какая-то концепция о своем организме, о себе как о Л-и. Структура: 1) Я - реальное (того, как человек отображает себя, относится к себе и общается с собой сейчас); 2) Я - идеальное (каким бы он не хотел стать, ориентируясь на моральные нормы); 3)динамическое Я (каким он стремится и старается стать); 4)фантастическое Я (каким бы он желал стать, если бы-это оказалось возможным при особенно благоприятных условиях). Важно отметить, что люди очень сильно отличаются друг от друга, так сказать, «расстояниями», разделяющими их реальное, идеальное, динамическое и фантастическое Я. Столь же сильно они отличаются друг от друга степенью доминирования их «я» под другими «ты» и «вы» в ситуациях взаимодействия и принятия совместных решений. Рассматривая другие хар-ки «Я» у ч-ка, видно, что у одних людей их Я обладает большой автономностью по отношению к воздействиям, которым они подвергаются из вне, и большей способностью отстраиваться от переживаний, которые у них возникают в ответ на эти воздействия. У других их Я плохо или совсем не дистанцируется от этих переживаний и как итог - у 1ых на лицо всегда наиболее ярко выступает способность к саморегуляции и самоконтролю своих поступков и действий в природной и соц. среде, а у 2-ых оказывается выраженной очень слабо. «Я - концепция» выполняет тройную функцию: 1 способствует достижению, внутренней согласованности Л-и; 2)определяет хар-р и особенности интерпретации приобретенного опыта; 3)служит источником ожидания относительно собственного поведения и самого себя. Кроме того, Я-концепция осуществляет регуляцию соц. поведения Л-и. Целью воспитания и 1-я является формирование в Л-и таких ценностных ориентации, отношений, мотивов, которые обеспечивали бы оценку и регулирование поведения в соответствии с морально-нравственными нормами, принятыми в конкретной социально-культурной среде. Я-концепция является не статичным, а динамичным психологич. образованием. Соц. среда (семья, школа, многочисленные группы, в которые включена Л-ть) оказывает сильнейшее влияние на формирование Я-концепции. Фундаментальное влияние на формирование Я-концепции в процессе социализации оказывает семья. С возрастом все более весомым в 1-й Я-концепции становится значение опыта соц. взаимодействия в школе и в неформальных группах. Однако вместе с тем семья как институт социализации Л-и продолжает играть важнейшую роль и в подростковом, и в юношеском возрасте. Наша Я-концепция включает в себя не только наши убеждения в том, кто мы сейчас, но также и то, кем мы могли бы стать - наши возможные Я. Хейзел Маркус: наши возможные Я заключают в себе то, какими мы видим себя в наших мечтах - богатый я, худой я и т.д. Такие возможные Я мотивируют нас к достижению особой цели - к той жизни, к которой мы стремимся.

Я-концепция включает компоненты: 1)когнитивную - образ своих качеств, способностей, социальной значимости; 2.)эмоциональную - самоуважение, себялюбие, самоуничижение; 3)оценочно-волевую - стремление повысить самооценку, завоевать уважение и пр.

Становление Я-концепции. обусловленное широким со ц.-культурным контекстом, возникает в обстоятельствах обмена Д-ю между людьми, в ходе коего субъект «смотрится как в зеркало в другого ч-ка» и так сглаживает, уточняет, корректирует образы своего я. Формирование адекватной Я-концепции, и прежде всего самосознания, - одно из важных условий воспитания сознательного типа общества.


Этапы диагностики
Технология диагностической деятельности предусматривает необходимость рационально разделить весь процесс психологической оценки на отдельные, четко выраженные этапы, оптимально использовать разнообразные методические средства (в том числе и диагностический инструментарий) с целью повышения эффективности деятельности специалиста. Необход ...

Психологические воззрения Ибн Рушда
Ибн Рушд (Ибн Рошд Абу-ль-Валид Мухаммед Ибн Ахмед), или Аверроэс (1126-1198) известный арабский мыслитель, приверженец опытного, точного знания, последний из крупных оригинальных представителей арабского перипатеизма, критик Аристотеля и Ибн Сины. Родился в 1126 году, в Кордове. Ибн Рушд жил в Андалусии (Испания), а затем в Марокко, г ...

Интеллектуальная готовность к школьному обучению.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов. От решения задач, требующих установление связей и отношений между предметами и явлениями с помощью внешних ориентировочных действий дети переходят к решению их в уме с помощью элементарных мыслительных действий, используя образы. Иными словами, ...