Осн. теорет. направ-ния зарубеж. П пер-да открытого кризиса
Страница 1

Статьи по психологии » Ответы на госудаственные экзамены по психологии ЮУрГУ » Осн. теорет. направ-ния зарубеж. П пер-да открытого кризиса

Причина кризиса в Y-ии по Выготскому: кризис методологических основ в Y-ии, он центрировался вокруг проблемы сознания и явился итогом 1-я Y-ии как науки о сознании. Основными теоретич. направл-ми зарубеж. Y-ии в этот период были: глубинная Y-ия, гештальтУ и бихевиоризм. 1. Глубинная П - одно из 1ых псих-их напр-ий, появившихся в рез-те разделения Y-ии на разные школы. В отличие от гештальтУ-и в психоанализе кардинально пересмотрены не только предмет Y-ии, но и приоритеты- на 1-ое место выходит не интеллект, а мотивация. Предмет Y-ии - глубинные, бессознательные стр-ры психики. Метод Y-ии - психоанализ. Глубинная Т в отличии от бихев-зма и гештальтУ, так и не стала школой, а предст. собой набор отдельных теорий бессознательного. Психоаналитические исследования психики явл. одним из наиболее ценных вкладов в формирование У-ии. Учеными этого направления впервые были исследованы и описаны стр-ра и этапы становления Л-ти, раскрыты движущие силы и мех-мы Л-го роста, разработаны методы диагностики, коррекции эмоционально-П-ой сферы чел-а. Несмотря на то, что некоторые положения этого направления уже устарели -осн. открытия составляют ядро современной концепции формирования Л-ти. Теория Фрейда: его взгляды можно разделить на 3 обл-ти:1)метод лечения функциональных психич. заболеваний, 2)теория Л-ти, 3)теория общества. При этом стержнем всей системы явл. его взгляды на 1-е и стр-ру Л-ти ч-ка. 1-е психики - приспособление, адаптация чел-а к окруж. среде. Движ-ие силы псих-го 1-я - врожденные, бессознательные влечения, т.е. не интеллектуал, сфера, а эмоции и мотивы чел-а; познавательное 1-е - следствие мотивационного. Психика состоит из 3 слоев: сознательное, предсознательное и бессознательное. Бессознат-ый слой: ИД - энергетическая основа псих-го т-я - врожденные бессознат. влечения, стремящиеся к удовлетворению: инстинкты жизни (либидо-специфическая энергия инстинкта жизни), инстинкт смерти(не имеет имени, но Фрейд о ней писал). ЭГО - врожд. - нах-ся в сознател. и предсознат. слое. Если ИД в процессе жизни расширяется, то ЭГО сужается, т.к. реб-к рождается с « океаническим чувством «Я»» - весь мир. Со t-ем он видит границу м\у собой и миром => локализует свое «Я». СУПЕР-ЭГО - неврожд., формируется в пр-се жизни реб-а. Мех-мом форм-ния яв-ся идентификация с близким взрослым своего пола => эдипов комплекс (у мальчиков), комплекс Электры (у дев.). М\у тремя структурами - неустойчивое равновесие, т.к. содержание и направление их т-я противоположны др. ЭГО - арена борьбы м\у желаниями ИД и совестью, самонаблюдением и идеалами ч-ка, предупреждающими о невозможности выполнения желаний. Мех-мы псих-ой защиты помогают ч-ку смягчить или предотвратить конфликт м\у ИД и СУПЕР-ЭГО. Теория К.Г.Юнга: Стр-ра Л-ти состоит из 3-х частей: 1).коллективного бессознательного («П-ть поколений»). Состоит из архетипов-форм, организующих и канализирующих псих-ий опыт индивида: ЭГО - центральный эл-т Л-го сознания-целостное осознание собственной Л-ти, собранное из разрозненных данных Л-го опыта; ПЕРСОНА - та часть Л-ти, которую мы показываем миру, какими хотели бы быть в глазах др. людей; ТЕНЬ- центр Л-го бессознательного; АНИМА (у мужч.) и АНИМУС (у жен.) - те части души, которые отражают интерсексуальные связи, представления о противоположном поле; 2)индивидуального бессознательного; 3)сознание. 2)иЗ)-Л-ные прижизненные приобретения. Исходя из стр-ры души Юнг создал свою типологию Л-ти, выделив 2 типа: экстровертов (ориентированы на внешнюю часть своей души) и интровертов (внутренюю часть души, строят свое поведение на основе собственных норм и убеждений). Др. представ-ли этого направл-я: Альфред Адлер, Карен Хорни, Райх, Гарри Стэк Салливан, Малиновский, Фромм, Анна Фрейд.

2. Бихевиоризм 1913- заложен амер. ученым Дж.Уотсоном. Ядром исследовательского м-да бихев- зма - эксперементальное изучение связи м\у стимулом(б) и реакцией(К) (первоначально изучал

3.Торндайк). Предмет Y-ии -поведение (Q-но наблюдаемая система реакций организма на внеш. и внутрен. S-лы). Метод исслед-я - внешнее наблюдение (или Q-oe наблюдение =>объективная П-ия). Э.Торндайк - впервые стал исследовать процесс научения с позиции Q-ного наблюдения, фиксируя связь м\у стимулами, с к-ми сталкивается организм, и его движениями - ответными реакциями.

Изучал зависимость связей, лежащих в основе научения, от поощерения и наказания => и закона научения: *закон повторяемости (упражнений)- чем чаще повторять тем связь м\у S и R прочнее. *закон эффекта - из нескольких реакций на одну и ту же ситуацию, > прочно связываются с ситуацией те, к-ые вызывают чувство удовлетворения. (=> всегда д.б. подкрепление). *3акон готовности - образование новых связей в зависимости от состояния субъекта. *3акон ассоциативного сдвига - если при одновременном появлении 2-х раздражителей 1 из них вызывает позитивную реакцию, то др. приобретает способность вызвать ту же самую реакцию.

Страницы: 1 2


Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета "Свойственна ли Вам застенчивость" 1 Бывало ли, что вы покупали вещь только потому, что вам трудно было сказать "нет" продавцу? 2 Если кто-либо громко разговаривает в общественном транспорте или в театре, стесняетесь ли вы попросить его быть потише? 3 Трудно ли вам спросить о чем-нибудь незнак ...

Понятие личности в психологии. Понятие личности и структура личности
Понятие "личность" многопланово. Личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, этики, эстетики, педагогики и т.д. каждая из наук изучает его в своем специфическом аспекте. На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении м ...

“Белеет парус одинокий…”
Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?. Играют волны – ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит… Увы! Он счастия не ищет И не от счастия бежит! Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой… А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой! М. ...