Осн. теорет. направ-ния зарубеж. П пер-да открытого кризисаСтраница 2
=> обучение путем проб и ошибок. Дж.Уотсон - повед-е следует объяснять из отнош-й м\у непосредственно наблюдаемыми воздействиями физич. раздражителей на организм и его так же непосредственно наблюдаемых ответов (реакций) =>. S-R => процессы м\у S и R
(физиологические или псих-ие) - Y-ия должна устранить из своих гипотез и объяснений. Уотсон заменил все традиционные представления о псих-их явлениях их двигательными эквивалентами. Т.ж. исследовал речь и М-ие - одинаковая природа. М-ие - та же речевая реакция, сопровождаемая такими же мышечными сокращениями, но меньшей интенсивности. Речь формируется: внешняя речь- шепот- внутренняя речь. Эмоции - рез-т наших привычек, изменяются в зависимости от обстоятельств. Беррес Фредерик Скиннер - считал необходимым систематич. подход к пониманию чел. повед-я. Стремился понять причины повед-я и научиться им управлять. Разработал методы целенаправленного обучения и управления повед-ем. Оперантное поведение (на основе представления о том, что умения и знания представляют собой вариации поведения): - психика основана на рефлексах разного рода, при оперантном обучении- подкрепляется не стимул ( как у Павлова), а поведение операции, которые совершает субъект в данный момент и к-ые приводят к нужному рез-ту. Оперантным научением объяснял Т-е речи- как особой вербальной формой поведения. Бихев-зм стал ведущей психологич. школой 20 в. в США. Уверенность в необ-ти и возмож-ть направленного обучения, формирующего опред. тип Л-ти, а т.ж. методы, осуществляющие пр-сс научения явл. одним из достояний этого направления. 3 Гештальт. П.) В нач. 20-х годов в Германии - Макс-Вертгеймер, Вольфганг Кёлер, Левин - заложили методологию этой школы. Предмет- некое сочетание сознания ч-ка и апперцепции. Исследовали содержания психики, познават. пр-сов, а т.ж. стр-ры и динамики 1-я Л-ти. Основой психики - не отдел, эл-ты сознания, но целостные фигуры гештальты, св-ва к-ых не явл. суммой свойств их частей. Идеи, Р-мые гештальт П-ей, основывались на экспериментал. исслед-и познават. пр-сов. Это быпа 1-ая школа к-ая начала строго экспериментальное изучение стр-ры и качеств Л-ти, т.к. метод психоанализа-нельзя было считать ни Q-ным, ни экспёрементальным. Вертгеймер - исследовал феномены психич. поля, законов по к-ым оно образуется и реорганизуется. Выделил законы и св-ва восприятия (законы гештальта), мех-мы творч. М-ния. Курт Коффка - изучение св-в, законов и 1-я восприятия. Рез-ты: синтез Y-ии 1-я и гештальтУ-ии, законы 1-я гештальтов. Кёлер - изучал законы и 1-е образно-схематич. М-ния, изоморфность псих-го, психофизич-го и физич-го полей. Левин -Теорию Л-ти назвал- «Теория псих-го поля»: Л-ть живет и т-ся в псих-ом поле окруж. ее предметов, кажд. из к-ых имеет определенный заряд (валентность). Воздействуя на ч-ка, предметы вызывают в нем потребности, к-ые Левин рассматривал как энергетические заряды, вызывающие напряжение чел-а. В этом состоянии ч-к стремиться к разрядке, т.е. к удовлетворению собственной потреб-ти. Выделил 2 рода потреб-тей: биологические и социальные (квазипотребности). Поведение - одновременно функция Л-ти и псих-го поля. Потребности в стр-ре Л-ти нах-ся в опред. иерархии. Теория конфликтов: 3 типа конфликтов: -«стремление-стремление», «избегание-избегание», «стремление-избегание». Работы Левина позволяли проанализировать факторы, лежащие в основе волевого, собственно Л-го повед-я чел-а, позволяющего ему преодолеть давление среды, др. людей, обстоятельств. Ведущими факторами оказались интеллектуальная активность и адекватность представлений о себе, обеспечивающие возможность не только понять себя и ситуацию, но и встать над ней, реализовав свои квази потребности. К серед, 30-х годов классич. бихев-зм и гештальтУ-ия распались.
Сущ-ло 3-й т.зр. по поводу преодоления или не преодоления кризиса: 1)кризис П. остался непреодоленным, т.к. идея идеальной общей псих-ой теории - утопическая. 2)Кризис преодолен в том понимании, в котором он сложился в 10-30 гг.: нет методологической проблемы. 3)Не м.б. преодолен вообще.
Лидерство и групповая динамика
По мере количественного роста группы и, что особенно важно, ее стабилизации, среди членов группы складывается ранговая иерархия, и роль лидера приобретает решающее значение в деятельности группы.
Вся жизнь человека протекает в социальном контексте, он живет и действует в составе разнообразных групп и, следовательно, всю жизнь испытывае ...
Теории лидерства
До сих пор однозначного понимания этого феномена нет. Каждый исследователь, давая свое определение, выделяет лишь тот или иной аспект. Наиболее распространенные и общепризнанные теории - это теории личностных черт, ситуативные, ситуативно-личностные.
Теория черт (и ее разновидности возникли под влиянием исследований английского психоло ...
Контрольный этап
На данном этапе целью нашего исследования было – проверить эффективность проведенной нами работы: повысился ли уровень развития рефлексии, и как это повлияло на уровень развития коммуникативных способностей. Для этого мы вновь использовали такие методики как: психодиагностическая методика развития индивидуальной меры рефлексивности, мет ...

