Проблема возраста и возрастной периодизации

Возраст- определенная качественно своеобразная ограниченная во t-и степень 1-я индивида; - 0-ная, исторически изменчивая/ фиксированная стадия Т-я индивида в онтогенезе. В физиологии, Y-ии, соц. науках это понятие имеет разное содержание:

1) биологич-ий возраст (морфофункциональные особ-ти организма). Критерии -прорезание молочных и пост. зубов, -скелетная зрелость(окстенение), -вторичные половые признаки. 2)социальный возраст-дошк., шк., студенч., рабоч., пенсион. 3)Псих-ий возраст-умствен-ый воз-т(коэфиц-т интеллекта), -психосексуальный возр-т.=>Проблема согласованности м\у разными категориями и аспектами возраста. Периодизация Т-я относится к числу наиболее сложных и не имеющих однозначного решения проблем и Y-ии и физиологии.Об этом свидет-ет различные подходы к период-ии Т-я. Причины проблем: отсутствие общепринятого критерия, к-ый был бы равно принят представителями разных наук. Требования к критерию период-ии -Выготский-признак, на основании к-го можно отличить одну эпоху детства от др., должна быть: ^показательным для суждения об общем T-и р-ка; ^легкодоступным для наблюдения и 0-ым.(напр., процесс смены зубов.-Выгот.). Выготский определил критерии возр. период-ии: *по внешнему признаку; *по внутреннему признаку (Блонский); *по 3-м признакам(Эльконин). Отечест. психологи (Эльконин, Выгот.) раскрывают качественное своеобразие каждого периода Т-я на основании: 1)0пред-ие соц. сит-ции Т-я (Выготский)- особое сочетание внутр. проц-ов Т-я внешн. условий, кот-ые яв-ся типичным для каждого возрастного этапа и обуславливают динамику псих-ого Т-я и новые своеобразные псих-ие образования, возникшие к его концу. (Эльконин)- конкретная форма отношения реб-ка с окруж. миром, взрослыми, отраженная в его переживаниях. 2)Выявление ведущего типа Д-ти (Леонтьев)-влияет на Т-е и формир-ие всех черт Л-ти, познав-ых возможностей, хар-ые именно для этого периода. 3)Псих-ие новообразования -вед. Д-ть способствует прояв-ю кач-ых особ-ей. Переход от 1-ой вед. Д-ти к др.2 смена возр. периода. С учетом этих критериев принята ел. периодизация возрастов: Млад-ий возраст (0-1г.);Ранний возраст (1-2г.);Дошк. возраст (3-6 л.);Мл.шк. возраст (7-10л.);Ср.шк./подр. (11-14л.);Старш. шк./ран.юн-ть (15-18л.). Переход от одного периода Т-я к др. может протекать литически (спокойно) и критически (с кризисами). Кризис-период жизни чел-а когда в течение относительно короткого t-и выявляются резкие и существенные псих-ие сдвиги и изменения Л-ти, Т-е- бурное и стремительное. Основн. возрастные кризисы- «рождения», 3-х лет («Я сам»), подростковый(самый яркий).Периодизация Эльконина: 1. Младший возраст-0-1 г. - вед. Д-ть- непосредстве, эмоц-ое общение, формируются ориентировочные и сенсорно-манипулятивные действия (регуляция зрит-ми, слух-ми, мышечно-двигат. и др. ощ. и воспр.). Новообразование-потребность в общении. 2. Раннее детство-1-Зг. -вед. Д-ть.- предметно-орудийная. Новообразование- Т-е речи и наглядно-действенного М-ия. З.Дошкрл. возраст-3-7л. -вед. Д-ть- ролевая игра, новообразование- стремление к общественно значимой и общественно-оцениваемой Д-ти. (готовность к школе). 4.Мл. шк. возраст-7-11л.- вед. Д-ть- учение, новообразование- произвольность псих-их явлений, внутренний план действий, рефлексия. б.Подростк. возраст-11-15л.-вед.Д-ть- общение в системе общественно-полезной Д-ти (уч., общ-но-органиационной, трудовой).Новообразование- формирование самооценки, критическое отношение к окруж. людям, стремление к «взрослости», самостоятельности, умение подчиняться нормам коллективной жизни. 6.Юношеский возраст-16-17-18л.-вед. Д-ть- проф. становление. Новообразование-формирование ценностей, идеалов, мировоззрения, осознанное учение. Основные позиции Эльконина: каждый возраст, пер-д хар-ся 3-мя показателями: 1-определение соц-ой ситуации Т-я-конкретная форма отношения реб-а с окруж. миром, взрослыми и т.д. 2 - выявление вед. типа Д-ти и 3 - основные псих-ие новообразования-как в псих-их процессах, так и в св-вах Л-ти. Вывод(по Эльконину): в каждой точке Т-я реб-к подходит с расхождениями м\у тем что он усвоил из системы «ч-к—ч-к» или «ч-к-предмет». Когда расхождение достигает наибольшей величины, возникает «кризис». После него идет Т-е той стороны, к-ая отставала, но каждая из сторон подготавливает Т-е др. -есть закон периодичности, т.е. общий закон детск. Т-я.Стадиальность как закон Т-я исследуют многие ученые, к-ые занимались проблемами возрастной Уии, Жан Пиаже-4 стадии, Эриксон-8 ступеней, Теория Колберга- Т-я нравственного сознания.


Теоретические подходы к вандализму. Эстетическая теория
В. Оллен и Д. Гринбергер рассматривают вандализм с позиций теории возбуждения, а также экспериментальной эстетики. Эстетическая теория изучает внутренние психологические процессы, присущие самому акту разрушения. Вандализм трактуется как процесс, доставляющий удовольствие. Авторы опираются на тезис, что гедонистическая ценность стимула ...

Изучение проблем профессионального выгорания и индивидуального стиля деятельности. Профессиональное выгорание как психологическая проблема
Понятие «эмоциональное выгорание» появилось в психологии сравнительно недавно. В последнее время оно широко используется в научных текстах и лексиконе психиатров, медицинских и социальных психологов, звучит с экранов телевизоров и мелькает на страницах популярных изданий. Представители многих профессий, чья деятельность связана с общени ...

Специфика и условия 1-я психики детей в дошк. и шк. воз-те
Одна из глав. особ-тей дошкол. возраста - 1-е произвольности ведущих психич. пр-сов. Выготский, к-ый считал 1-е произвольности одной из важнейших хар-тик дошк. возраста, связывал это с появлением ВПФ и Т-ем знаковой функции сознания. Он разработал схему формирования чел. психики в пр-се использования знаков как средств регуляции психич. ...