Введение
Страница 1

Я не верю в людей. Я верю в семьи.

Карл Витакер[1].

Брачно-семейные отношения в обществе представляют собой важнейшую сферу существования как отдельного индивида, так и всего государства. Феномен семьи для каждого человека приобретает наибольшее, порой даже первостепенное значение. В связи с этим современных условиях проблема конфликтности в молодой семьях приобретает особую значимость. Статистика свидетельствует, что эта группа браков весьма неустойчива: если принять все совершаемые разводы в Российской Федерации за 100 %, то они дают 65 – 67 % всех разводов[2]. Этим обстоятельством и вызвано особое внимание к молодой семье. Выпускается много литературы, растет число публикаций и выполняемых научных исследований, проводятся симпозиумы, посвященные проблемам семьи.

Приведенные данные свидетельствует об актуальности данной проблемы для современного российского общества и диктуют необходимость дальнейших теоретико-прикладных исследований молодой семьи в период ее первичной адаптации.

Изучение степени разработанности проблемы конфликтности в молодой семье, показывает, что она была рассмотрена в научной отечественной и зарубежной литературе такими ученными как Аристова Н.Г., Дементьева И.Ф., Андреева И.С., Гулыга А.В., Н.Н. Обозов, В.А. Сысенко, С.В. Ковалев, Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., Вацлавик, Р. Левис, Аргайл М., Витек К., Шуман С.Г., Шуман В.П., Корнелиус Х., Фэйр Ш., Дойч М., Сатир В., Эллис А., Боуэн М., и др. Тем не менее, проведенные исследования не позволяют адекватно отслеживать динамику изменения брачно-семейных отношений, влияние на уровень конфликтности молодых семей политических, социально-экономических, религиозных и других факторов.

Актуальность проблемы, практическая и теоретическая значимость, необходимость постоянного научного мониторинга обусловили ее выбор в качества темы исследования.

Объектом исследования является молодая семья в период первичной адаптации.

Предметом - психологические особенности конфликтности в молодой семье в период первичной адаптации.

Целью исследования является выявление причин и уровня конфликтности в диаде «супруг-супруга» в молодой семье в период первичной адаптации, нахождение психологических способов снижения конфликтности внутри молодой семьи.

Задачи исследования:

1. Проанализировать теоретические подходы к проблеме конфликтности молодой семьи в отечественной и зарубежной литературе, раскрыть сущность и причины возникновения семейных конфликтов.

2. Осуществить диагностику конфликтности в молодых семьях.

3. Разработать и апробировать коррекционную программу по снижению конфликтности в молодой семье в период первичной адаптации.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что возникновение конфликтов в молодой семье в период первичной адаптации имеет комплекс причин, обусловленных неподготовленностью молодых людей к вступлению в брак и созданию семьи. Снизить конфликтность в семьях позволят основанные на результатах объективных и адекватных диагностических методик рекомендации молодым супругам.

Методологической основой исследования явились принципы и нормы личностно-ориентированного гуманистического, системного и деятельностного подходов, разрабатываемых в отечественной психологической науке.

Решение задач исследования осуществлялось с помощью комплекса теоретических и эмпирических методов и подтверждено результатами проведенного эксперимента. Основными теоретическими методами стали: теоретический анализ научных работ по психологии семьи, социальной психологии, конфликтологии, сравнительный и системный анализ, обобщение и др. В качестве эмпирических методов активно применялись: беседа, анкетирование, наблюдение, констатирующий эксперимент, комплексное тестирование с применением тестовых методик «Стиль поведения в конфликтной ситуации», теста «Конфликтная ли вы личность?» Н. В. Киршевой и Н. В. Рябчиковой, тест-опросника удовлетворенности браком (ОУБ), разработанного В.В. Столиным, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко, теста «Понимаете ли вы друг друга?»[3].

Страницы: 1 2


Консультирование при сексуальных проблемах мужчин. Метод символдраммы
Ханскарл Лейнер (21.01.1919-22.06.1996) основоположник Кататимно-имагинативной психотерапии (символдрамы), Международного общества Кататимного переживания образов и имагинативных методов в психологии и психотерапии (МОКПО), а также Европейского медицинского общества психолитической терапии. Долгие годы он руководил отделением психотерап ...

Развитие речи
Дети старшего дошкольного возраста располагают значительными резервами развития, но прежде, чем использовать эти резервы развития необходимо давать качественную характеристику психических процессов данного возраста. К концу дошкольного возраста при определённых условиях воспитания и обучения ребёнок начинает не только пользоваться речь ...

Эмпирическое исследование психологической готовности ребенка к школе. Организация и методы исследования
Цель исследования: исследование психологической готовности детей 6 и 7 лет к обучению в школе. Задачи исследования 1. Проанализировать основные теоретические подходы по проблеме психологическая готовность ребенка к обучению в школе; 2. Составить программу и осуществить подбор методов исследования; 3. Провести диагностику готовности ...