Общение с собой как способ преодоления «критических» ситуаций

Статьи по психологии » Индивидуальная жизнь как уникальный психологический феномен » Общение с собой как способ преодоления «критических» ситуаций

Мы знаем, что на внешнее можно повлиять своим поведением, изменить его. По отношению же ко внутреннему мы вынуждены оставаться бессильными, так как не знаем с какой стороны подступиться, как на него воздействовать. Но это только представления сложившиеся о рефлексии.

Для того чтобы показать, насколько глубоко внедрились эти ложные представления об исключительно «рефлексивной» функции человеческой психики, заведомо лишающей ее активного, организующего начала, рассмотрим следующие примеры. Племянник А.П. Чехова – Михаил Чехов в один из периодов впал в депрессию, врачебная помощь не помогала, тогда он стал искать ответ в философских книгах. Он долго размышлял над индусской философией и понял, что в основе йогизма является творчество жизни. После этого он задумался о прожитой жизни, о самотворчестве, после чего у него возник волевой порыв к овладению творческой энергией. В этом случае имеет место не простая «рефлексия», а сложный и терпеливый период общения с собой, в результате которых произошло открытие ранее неизвестных возможностей психики: творчество внутри себя. Итогом чего стало выздоровление М. Чехова. И подобных примеров можно привести множество. В раздумья из-за болезни «впадали» и Л. Толстой, и М. Зощенко. И это свойственно всем, к примеру, тяжелоатлет Юрий Власов в результате нескольких несчастных случаев заболел, при чем непонятной болезнью, также врачи и лекарства не могли ему помочь, тогда он поставил перед собой цель – выздороветь собственными силами. И после долгих размышлений итогом стало создание лечебно-оздоровительной программы. Примером нашего времени думаю можно привести певицу Надежду Кадышеву. Примерно десять лет её мучила депрессия, она жила сплошь на одни таблетки, но эффекта от них не было, ей стал безразличен белый свет. Но рядом с ней всегда был её муж, который исполнял любой её каприз. И в один из таких дней, Н. Кадышева задумалась, почему это с ней происходит. Она перебрала в памяти всю жизнь и решила начать борьбу с этим состоянием, ну а результат – мы снова видим её на сцене радостной и с новыми песнями.

Приведенные примеры говорят об очень многом. Прежде всего они подтверждают мысль римского философа и писателя Цицерона, высказанную им более девятнадцати столетий тому назад, о специфике борьбы с душевными недугами. «Наука об исцелении души, - писал он, - есть философия, но помощь её приходит не извне, как помощь против телесных болезней, - нет, мы сами должны пустить в дело все силы и средства, чтобы исцелить себя самим». К сожалению, мы не усвоили этой древней, но важной истины, и потому каждый открывает ее для себя заново и самостоятельно. Формой же реализации этого вида самопомощи является общение человека с самим собой в целях саморегуляции, самоорганизации, самопрограммирования. [13]


Особенности развития восприятия, внимания и памяти у детей дошкольного возраста. Общее развитие психики у детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте под влиянием воспитания происходит дальнейшее развитие психики ребенка. Если опыт детей преддошкольного возраста ещё очень ограничен, то у ребёнка-дошкольника запас временных связей значительно возрастает. Под педагогическим воздействием окружающих они становятся богаче и разнообразнее по содержанию. Вместе с тем ...

Данные социометрии
По данным социометрии лидерами в данном классе явились: Антон К. и Валерия П. Таблица 4. Данные социометрического исследования № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 1 +1 +2 ...

Анализ и интерпретация результатов
Для сопоставления распределения ответов анкеты "Насколько Вы застенчивы?" у мужчин и женщин использовался критерии согласия распределений - критерий Пирсона, который применяется для расчета однородности двух и более независимых экспериментальных выборок. Выдвигались гипотезы: : отсутствие различий между распределениями в отв ...