Методы и методики
Страница 1

В исследовании для выявления уровня самооценки у дошкольников применялась методика В.Г. Щур “Лесенка”.

Для изучения межличностных отношений дошкольника в группе использовались две социометрические методики:

- Методика “Выбор в действии”

- Методика “Два дома”

Также применялась методика “Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми”

При анализе и обработки полученных результатов, использовались такие метод математической обработки, как:

- расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

- Критерии х2 Фридмана.

Методика “Лесенка”

Данная методика разработана В.Г.Щур и предназна­чена для выявления системы представлений ребенка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представ­ления между собой.

Цель исследования: определить особенности самооцен­ки ребенка (как общего отношения к себе) и представле­ний ребенка о том, как его оценивают другие люди.

Материал и оборудование: нарисован­ная лесенка, фигурка человечка, лист бумаги, карандаш (ручка).

Процедура исследования: Методика проводилась индивидуально. Процедура ис­следования представляла собой беседу с ребенком с ис­пользованием определенной шкалы оценок, на которой он сам помещал себя и предположительно определял то место, куда его поставят другие люди.

Беседа с ребенком начиналась с непринужденного раз­говора о составе его семьи, о его близких родственниках, о друзьях и т.д. Затем ребенку показывалась лесенка, на которой от центральной площадки идут три ступеньки вверх и три — вниз. (В модифициро­ванном варианте методики аналогичная лесенка рисует­ся экспериментатором на листе бумаги). При этом ре­бенку давалась инструкция: «Посмотри на эту лесенку. Если рассадить на ней всех детей, то на самой верхней сту­пеньке окажутся самые хорошие ребята, ниже - просто хорошие, затем - средние, но еще хорошие дети. Соот­ветственно распределены и плохие дети, т. е. на самой нижней ступеньке - самые плохие и т.д.». После этого ребенку давалась фигурка человечка (можно использовать фигурки мальчика или девочки, в зависимости от пола ребенка). Ребенка просили поставить эту фигурку на ту ступеньку, которой сам ребенок, по его мнению, со­ответствует: «Куда ты сам (сама) себя поставишь?» При этом обязательно выясняется, почему ребенок выбрал именно данную ступеньку. Затем ребенку предлагалось поместить фигурку на ту ступеньку, куда, по его мнению, его поставит мама, а также другие близкие взрослые: «Как ты думаешь, на какую ступеньку тебя поставит мама? Почему ты так считаешь?» Далее в зависимости от, значимого окружения задавались примерно следующие воп­росы: «Куда тебя поставят папа, воспитатели, дети?» Во всех случаях просили ребенка дать пояснения своему выбору.

Ребенка также спрашивали о том, кто поставит его на самую верхнюю ступеньку (особенно если он по каким-либо причинам считает, что мама его туда не поставит), и кто - на самую нижнюю ступеньку. Помимо этих основ­ных вопросов с ребенком велась подробная беседа о том, почему он считает так, а не иначе, и какие у него отно­шения с разными людьми.

Страницы: 1 2


Причины отклонений в развитии
Возникновение аномалий развития связано с действием как разнообразных неблагоприятных факторов внешней среды, так и с различными наследственными влияниями. В последнее время получены данные о новых наследственных формах умственной отсталости, глухоты, слепоты, сложных дефектов, патологии эмоционально-волевой сферы и поведения, в том чи ...

Особенности развития сенсорики у детей-дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Возрастные закономерности развития сенсорики
Необходимым условием психического развития ребенка является со­зревание организма ребенка, его нервной системы (Ватажина Л.А.,Зелингер И.И и др.). Для развития восприятия особо важное значение имеет созревание ана­лизаторов (прежде всего, зрительного, слухового). Однако эти органи­ческие условия создают лишь возможности, предпосылки ра ...

Межличностный конфликт, его структура, динамика, функции
Межличностные конфликты представляют собой столкновения интересов двух людей. Социал. Y сосредотачивает свое внимание на 2 вопросах: 1) на анализе вторичных соц.-психологич. аспектов в каждом конфликте (осознание конфликта его участниками); 2) на выделении частного класса конфликтов, порождаемых специфич. соц.-психологич. факторами. Для ...