Психологические особенности застенчивых людей
Страница 3

Что бы ни являлось причиной застенчивости, это серьезная проблема, которую психологи считают социальным злом. В юности, например, очень часто жестоким испытанием для застенчивых людей оказываются первые шаги в любви. В более зрелом возрасте это вообще может привести к трагедии. Кстати, застенчивые люди чаще других прибегают к алкоголю или к наркотикам. Однако застенчивость поддается излечению, а лучше сказать - преодолению, и без таких радикальных средств. Предлагаемые методы самые разные - это и терапия, и мышечная релаксация. Многие психотерапевты советуют пройти тренинг, направленный на социальную адаптацию.

С возрастом застенчивый человек обычно душевно успокаивается. Смягчается и его вегетативная подвижность-неустойчивость. Если же еще ему удается нащупать в жизни свою "жилу" и раствориться в работе, то он подходит к старости с известным душевным спокойствием и уверенностью. В течение всей жизни для таких людей очень важны глубокое сочувствие и понимание со стороны близких, сослуживцев, без чего они нередко проводят в остром напряжении дни и ночи, не принося людям той подчас основательной ценности, которую способны принести.

Старость (от 55 - 60 и старше). В этом возрасте застенчивый человек наполнен постоянным конфликтом ранимого самолюбия с чувством неполноценности. Однако застенчивость, стеснительность, робость, нерешительность проникнуты болезненным размышлением, самоанализом. Постоянные размышления о смысле жизни построены на густых сплетениях въедливых сомнений. Здоровое, трезвое сомнение, свойственное, например, и сангвинику, - превосходный и полезный человеку психический акт, помогающий в одном случае уберечься от опасности, в другом - не согласиться с общепринятым мнением и внести свою, живую мысль в дело. Но чрезмерное сомнение, хотя во многих случаях также несет в себе творческую силу, работает и тогда, когда нет оснований сомневаться и раздумывать, как показывают жизнь, практика дела. Например, человек сомневается, не является ли легкое неприятное ощущение в спине признаком какой-либо тяжелой болезни. Размышляя над этим, ощупывая свою спину, разглядывая её в зеркало, человек тратит на это массу времени совершенно напрасно, так как ничем не болен. Конечно, может случиться, что можно обратить внимание на действительный ранний, едва заметный признак серьезной болезни, подобно тому, как эпилептоидный ревнивец окажется реально прав в своих сверхценных подозрениях. Однако случаев таких - единица по сравнению с громадными болезненными затратами энергии и времени.

Чрезмерное сомнение внешне похоже на мнительность. Мнительность (от слова "мнить" - казаться) - есть склонность преувеличивать опасность. Ипохондрическая реакция, основанная на мнительности, - психологический момент преимущественно эмоционального характера, а потому не стойкий, и, как росток без корней, довольно легко изгоняется ободрением, внушением. Чрезмерное же сомнение - образование преимущественно мыслительное, то есть проникнутое вопросительным размышлением, имеющее логический корень, и, значит, исчезает оно также благодаря лишь логическому, информативному разъяснению, разубеждению в его необоснованности. В этом смысле и боязнь покраснеть есть не мнительность, а боязнь с вегетативным выражением (расширение сосудов лица), основанная на тревожном размышлении - например, о том, что, могут вот подумать, покрасневший неравнодушно относится к тому, перед кем покраснел, и т. п.

Категория застенчивых людей неоднородна. В нее входят особо застенчивые (испытывающие напряжение, неловкость, несвободу в большинстве социальных ситуаций; исключение составляют только ситуации общения с близкими, родными, друзьями или хорошо знакомыми деловыми партнерами); адаптированные застенчивые (те, кто выработал индивидуальные способы саморегуляции и снятия напряженности и во многих ситуациях, ранее вызывавших напряжение, удовлетворительно справляется с трудностями) и - по ряду признаков (замкнутость, низкое самоуважение, аутистичность) - те люди, которых правильнее отнести к категории "псевдозастенчевых".

В проявлении эмоций и чувств между мужчинами и женщинами существуют различия. К. Хорни пишет, что в соответствии с разделением социальных ролей сформировался определенный взгляд на женщин как на инфантильные создания, живущие эмоциями. Действительно, во многих исследованиях выявлены отчетливые различия в эмоциональной сфере лиц мужского и женского пола. Л.В. Куликов отмечает, что у женщин эмоциональная сфера дифференцированнее и сложнее, чем у мужчин.

В.А. Чикер с соавторами выявили, что для девочек старших классов социальная среда оказывается более насыщенной эмоциональными событиями, имеющими стрессогенное значение, чем для мальчиков. Это подтвердилось в исследовании, проведенном на студентах. В.П. Плотников с соавторами (2001) выявили наличие психического напряжения высокой степени у 62,5 % опрошенных девушек и легкой степени такого напряжения у 45,2 % юношей. Эмоциональное отношение к потенциальным источникам отрицательных эмоций у юношей и девушек было разным. Для юношей более значимыми, чем для девушек, было отношение к учебной группе, к своему самочувствию, к родителям; для девушек - к сессии и к экзаменам. Л.В. Куликовым выявлены значимые половые различия в самооценке тревоги. Сравнение склонности к переживанию базовых эмоций показало, что у девочек и девушек во всех возрастных группах склонность к страху выражена значительно больше, чем у мальчиков и юношей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Приложения
Приложение 1 Экспериментальная беседа по выявлению «внутренней позиции школьника» Н.И. Гуткиной 1. Ты хочешь идти в школу? 2. Ты хочешь еще на год остаться в детском саду? 3. Какие занятия больше всего нравились тебе в детском саду? Почему? 4. Ты любишь, когда тебе читают книжки? 5. Ты сам (сама) просишь, чтобы тебе почитали книжк ...

Возникновение и развитие психологии как науки
Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему ...

Школа – ведущий институт воспитания
Школа, как и родители, принимает огромное участие в формировании личности подростка и имеет большое значение в его жизни. Вступление в отрочество несёт с собой - об этом никто, и спорить не будет - серьёзные перемены в отношении ребёнка к школе, к учению. Сила, дающая движение психическому развитию ребёнка, порождается изменением его р ...