Экспериментальное исследование самооценки младших школьников. Организация исследования самооценки младших школьников
Страница 1

Статьи по психологии » Приемы развития самооценки младших школьников » Экспериментальное исследование самооценки младших школьников. Организация исследования самооценки младших школьников

Целью опытно-экспериментальной работы

составить и апробировать программу по развитию адекватной самооценки.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить проявление свойств самосознания.

2. Определить эмоциональный уровень самооценки.

3. Определить особенности самооценки младших школьников и представлений о том, как его оценивают другие люди (когнитивную составляющая самооценки). Линзы 1 day acuvue moist купить Glavlinza.

Для решения поставленных задач использовались следующие методики:

1 Модифицированная методика «МЭДОС» (шкала 1 «СС» - свойства самосознания), (Р.В.Овчарова). [29]

2 Модифицированная методика определения эмоционального уровня самооценки. (Субтест №1) (И.П.Шахова). [34]

3 Методика «Лесенка» (В.Г.Щур, С.Г.Якобсон). [32]

Исследование проводилось на базе школы №3 г. Барнаула, во 2 «А» классе, в исследовании участвовало 20 человек, в возрасте 8- 9 лет.

Для изучения проявления свойств самосознания была использована методика «МЭДОС» (шкала 1 «СС»). Детям в ходе беседы предлагалось ответить на вопросы. Вопросы предоставлены в приложении 1. Результаты обрабатывались следующим образом: первые 4 суждения свидетельствовали о непринятии ребенком своего физического «Я», остальные свидетельствуют о неадекватной самооценке и уровне притязаний. Общее количество совпадений ответов по шкале притязаний указывает на уровень нарушений формирования самосознания запущенного ребенка.

Стимульный материал к методике представлен в приложении 1.

Результаты диагностики представлены на диаграмме (рис.1)

Рис.1.Результаты исследования проявления свойств самосознания у младших школьников

В ходе диагностики было выявлено: 10% учащихся класса (2 человека), не принимают свое физическое «Я», а 75% учащихся класса (15 человек) имеют неадекватную самооценку и уровень притязаний, т.е. не могут правильно оценить себя и поставить перед собой задачи, соответствовавшие по сложности их возможностям

Для определения эмоционального уровня самооценки детям предлагалось выбрать свое место в схематическом рисунке.

Субтест № 1.

Учащиеся должны были представить, что изображенный на рисунке ряд кружков – люди, и указать где находится он.

Стимульный материал к методике представлен в приложении 2.

Результаты обрабатывались следующим образом при указании ребенком на третий- четвертый круг слева это является нормой. В этом случае ребенок адекватно воспринимает особенности своего Я-образа, осознает свою ценность и принимает себя. А те дети, которые указывали на первый круг, имели завышенную, а при указании на круги далее пятого - заниженную самооценку. Результаты диагностики представлены на диаграмме (рис.2).

Рис.2. Результаты исследования эмоционального уровня самооценки младших школьников

Анализ диаграммы свидетельствует о том, что 15% класса (3 человека) имеют завышенный уровень самооценки, такие дети переоценивают свои возможности, характеризуются отсутствием самоконтроля. 40% детей (8 человек) имеют адекватный уровень самооценки, эти дети активны, находчивы, самостоятельно ищут ошибки в работе, выбирают задачи соответствующие их возможностям. 45% учащихся класса (9 человек) имеют заниженный уровень самооценки, такие дети не уверенны в себе, видят в себе только отрицательное, начиная любую деятельность, ждут только неуспеха.

Страницы: 1 2


Развитие и воспитание внимания у младших школьников
В дошкольном возрасте у детей преобладает непроизвольное внимание. На развитие произвольного внимания сильно влияет развитие речи и способность выполнять словесные указания взрослых, преднамеренно направляющих внимание ребенка на нужный предмет. Под влиянием игровой деятельности, отчасти трудовой (главным образом по самообслуживанию) и ...

Концепции детского развития Дональда Вудса Винникотта
Предлагаемый обзор концепции детского развития английского психотерапевта Д. Винникотта посвящен анализу значения первого года жизни для последующего развития ребенка. Анализируются условия закладывания склонности к депрессиям, психозам, страхам, антисоциальным тенденциям. С другой стороны, разбираются предпосылки нормального развития и ...

Изучение внимания детей младшего школьного возраста. Цели, задачи, методы исследования.
Для изучения внимания детей младшего школьного возраста мною было проведено исследование. Исследование проводилось на базе начальной школы № 173 города Нижнего Новгорода. Цель: исследование особенностей внимания учащихся начальных классов. Задачи: 1. Подобрать методики изучения внимания учащихся; 2. Провести исследование внимания дет ...