Экспериментальное исследование самооценки младших школьников.
Организация исследования самооценки младших школьниковСтраница 1
Целью опытно-экспериментальной работы
составить и апробировать программу по развитию адекватной самооценки.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить проявление свойств самосознания.
2. Определить эмоциональный уровень самооценки.
3. Определить особенности самооценки младших школьников и представлений о том, как его оценивают другие люди (когнитивную составляющая самооценки).
Для решения поставленных задач использовались следующие методики:
1 Модифицированная методика «МЭДОС» (шкала 1 «СС» - свойства самосознания), (Р.В.Овчарова). [29]
2 Модифицированная методика определения эмоционального уровня самооценки. (Субтест №1) (И.П.Шахова). [34]
3 Методика «Лесенка» (В.Г.Щур, С.Г.Якобсон). [32]
Исследование проводилось на базе школы №3 г. Барнаула, во 2 «А» классе, в исследовании участвовало 20 человек, в возрасте 8- 9 лет.
Для изучения проявления свойств самосознания была использована методика «МЭДОС» (шкала 1 «СС»). Детям в ходе беседы предлагалось ответить на вопросы. Вопросы предоставлены в приложении 1. Результаты обрабатывались следующим образом: первые 4 суждения свидетельствовали о непринятии ребенком своего физического «Я», остальные свидетельствуют о неадекватной самооценке и уровне притязаний. Общее количество совпадений ответов по шкале притязаний указывает на уровень нарушений формирования самосознания запущенного ребенка.
Стимульный материал к методике представлен в приложении 1.
Результаты диагностики представлены на диаграмме (рис.1)
Рис.1.Результаты исследования проявления свойств самосознания у младших школьников
В ходе диагностики было выявлено: 10% учащихся класса (2 человека), не принимают свое физическое «Я», а 75% учащихся класса (15 человек) имеют неадекватную самооценку и уровень притязаний, т.е. не могут правильно оценить себя и поставить перед собой задачи, соответствовавшие по сложности их возможностям
Для определения эмоционального уровня самооценки детям предлагалось выбрать свое место в схематическом рисунке.
Субтест № 1.
Учащиеся должны были представить, что изображенный на рисунке ряд кружков – люди, и указать где находится он.
Стимульный материал к методике представлен в приложении 2.
Результаты обрабатывались следующим образом при указании ребенком на третий- четвертый круг слева это является нормой. В этом случае ребенок адекватно воспринимает особенности своего Я-образа, осознает свою ценность и принимает себя. А те дети, которые указывали на первый круг, имели завышенную, а при указании на круги далее пятого - заниженную самооценку. Результаты диагностики представлены на диаграмме (рис.2).
Рис.2. Результаты исследования эмоционального уровня самооценки младших школьников
Анализ диаграммы свидетельствует о том, что 15% класса (3 человека) имеют завышенный уровень самооценки, такие дети переоценивают свои возможности, характеризуются отсутствием самоконтроля. 40% детей (8 человек) имеют адекватный уровень самооценки, эти дети активны, находчивы, самостоятельно ищут ошибки в работе, выбирают задачи соответствующие их возможностям. 45% учащихся класса (9 человек) имеют заниженный уровень самооценки, такие дети не уверенны в себе, видят в себе только отрицательное, начиная любую деятельность, ждут только неуспеха.
Приложения
Приложение А
Пирамида иерархии потребностей Маслоу [21; С., 31]
где 1 - Потребность в самоактуализации
Приложение Б
Основные слои пирамиды потребностей [22; С., 24]
где 1 – Личностный акцент (5)
Приложение В
Модель линзы Брунсвика[52]
Приложение Г
Перечень позиций, отражающих причину выбора учеником того или иного задани ...
История социально–психологического тренинга. Различные
подходы к классификации социально–психологических тренингов. Из истории социально-психологического тренинга
Первые тренинговые группы («Т-группы», от англ. «Тгаining group») берут свое начало в занятиях лабораторным тренингом под руководством Курта Левина и его коллег.
Время возникновения первых Т-групп можно проследить довольно точно: в 1945 г. в Бетеле (США) создается Центр по изучению групповой динамики, где работают специалисты в области ...
Теория и практика социальной психологии.
Gergen, K. J. Social Psychology as History (Journal of Personality and Social Psychology, Vol. 26, No. 2, 309-320)
Психология обычно понимается как наука о человеческом поведении, а социальная психология – как раздел этой науки, имеющий дело с человеческим взаимодействием. Первостепенной задачей науки полагается установление общих зако ...