Эмпирическое исследование нарушения чтения у учащихся младшего школьного
возраста. Организация исследования нарушения чтения у учащихся
младшего школьного возрастаСтраница 2
2) Читает без ошибок или допускает 1 ошибку на 45-50 слов.
3) Темп чтения 55-70 слов в минуту или выше.
За основные показатели приняты способ чтения и правильность чтения.
3 уровень – в норме только два основных показателя: способ чтения и правильность чтения.
2 уровень – в норме только два показателя, один из которых или способ чтения, или правильность чтения.
1 уровень – все другие варианты.
Оценка уровня понимания.
4 уровень – полное понимание смысла прочитанного, ребенок ответил правильно не менее 7 вопросов из 10;
3 уровень – неполное понимание, ребенок ответил не менее 5 вопросов;
2 уровень – фрагментарность или незначительное изменение смысла ситуации;
1 уровень — отсутствие понимания прочитанного или грубое искажение смысла.
Задание 2. Чтение про себя и понимание прочитанного.
Назначение задания: изучить уровень чтения про себя – скорость чтения про себя и определить понимание прочитанного.
Организация работы: ребенок читает легкий по содержанию и составу слов текст (для чтения дается текст «Неблагодарная ель», А.Н. Корнев, приложение 3). Для определения понимания прочитанного дети письменно отвечают на вопросы по тексту (заранее подготовлены на доске, но пока скрыты), список вопросов в приложении 3.
Оценка чтения про себя (понимание прочитанного, скорость чтения).
4 уровень – в норме 2 показателя:
1) Ученик ответил не менее 7 вопросов из 10.
2) Его скорость чтения про себя превышает чтение вслух на 10 слов и более,
3 уровень – в норме только 1-ый показатель,
2 уровень – ученик ответил не менее 5 вопросов, скорость чтения ниже нормы.
1 уровень – ученик ответил на меньшую часть вопросов, скорость чтения ниже нормы.
Таблица 1 для анализа чтения дополняется тремя графами: № 10 «Скорость чтения про себя», № 11 «Понимание чтения», № 12 «Уровень чтения про себя».
Оценка автоматизированности навыка чтения является еще одним важным компонентом в диагностике нарушений чтения. В норме навыки чтения, после того как сформируются, начинают автоматизироваться. При этом уже не требуется сознательно контролировать каждую операцию, из которых состоит навык. Это существенно экономит затрату энергии в процессе чтения, делает навык стабильным, т. е. тем, что мы называем беглым чтением.
На основе вышеописанной модели процесса развития навыков декодирования и слогослияния А.Н. Корневым был создан «Тест оперативных единиц чтения» (ТОПЕЧ) [28]. Он состоит из 6 списков, включающих по 100 слогов (псевдослов) или слов каждый, и одного дополнительного списка А, включающего 100 -чисел, наименование которых является односложным словом (см. приложение 4).
В ходе исследования ребенку предлагается как можно быстрее, но не делая ошибок, прочитать сначала 100 букв, затем 100 открытых слогов и т. д. Обследующий регистрирует не только время выполнения задания, но и количество, и характер допущенных ошибок.
Таким образом, исследование навыка чтения проводится в три этапа.
Первый этап: с помощью СМИНЧ устанавливается уровень сформированности навыка чтения вслух и понимание прочитанного.
Второй этап: устанавливается уровень сформированности навыка чтения про себя и понимание прочитанного
И наконец, на третьем этапе с помощью ТОПЕЧ определяется тип слогов, с тренировки которых необходимо начинать работу, и слоговая сложность слов, доступных ребенку для чтения на данном этапе.
Театрализованные игры
Театрализованные игры – разыгрывание в особах определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов. Театрализованные игры в отличие от сюжетно-ролевых предлагают наличие зрителей (сверстники, младшие дети, родители). В их процессе у детей формируется умени ...
Особенности подростковой наркомании, её причины и тенденции
Наркомания — болезнь молодых. Она выбивает из нормального потока общественной жизни самых дееспособных. Именно в этом ее угроза будущему страны.
В России, как, впрочем, и повсюду в мире, среди потребителей наркотиков преобладает молодежь в возрасте до 30 лет.
И темпы роста наркомании в этой среде самые высокие. Средний возраст приобще ...
Поздний период в жизни человека
В возрастной психологии существует устойчивая точка зрения, что жизненный путь человека от рождения до смерти психологически надо делить на возрастные периоды и эпохи. Периодизация психического (и не только психического) развития человека - краеугольный камень возрастной психологии. Более того, фактически процедура периодизации конститу ...