Способности и степени их развития в художественном творчестве
Страница 1

Статьи по психологии » Эмоции и художественное творчество » Способности и степени их развития в художественном творчестве

Способности — индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся.

Способности — понятие динамическое, их формирование определенным образом происходит в процессе организованной деятельности.

Характерным для задатков является то, что они сами по себе еще ни на что не направлены. Задатки влияют, но не решающим образом на процесс формирования и развития способностей, которые формируются прижизненно в процессе деятельности и воспитания.

Задатки многозначны, они обуславливают: разные пути формирования способностей, влияют на уровень достижения, быстроту развития.

На формирование способностей влияет ряд условий. Это — теоретический и практический опыт, знания; физическая и умственная активность, связанная с выполнением конкретных целей и приобщением к различным видам игры, учения, труда; наблюдательность, хорошая память, яркость воображения.

Способности, находятся в постоянном развитии. Способности, которые не развиваются на практике, со временем гаснут. Только постоянно совершенствуясь в музыке, рисовании, техническом творчестве, математике, можно поддерживать и развивать способности в соответствующей деятельности.

Для способностей характерны заменяемость, большие компенсаторные возможности. В этом плане обычно различают:

общие способности (такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности);

специальные способности (система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности). Специальные способности органически связаны с общими.

Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства. Так, например, ведущими свойствами в литературных, математических, педагогических и художественных способностях являются:

В литературных: особенности творческого воображения и мышления; яркие и наглядные образы памяти; развитие эстетических чувств; чувство языка.

В математических: умение обобщать; гибкость мыслительных процессов; легкий переход от прямого к обратному ходу мыслей.

В педагогических: педагогический такт; наблюдательность; любовь к детям; потребность в передаче знаний.

В художественных: особенности творческого воображения и мышления; свойства зрительной памяти, способствующие созданию и сохранению ярких образов; развитие эстетических чувств, проявляющихся в эмоциональном отношении к воспринимаемому; волевые качества личности, обеспечивающие претворение замысла в действительность.

Выделяют следующие уровни способностей:

репродуктивный (обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью):

творческий (обеспечивает создание нового, оригинального).

Следует, однако, иметь в виду, что всякая репродуктивная деятельность включает элементы творчества, а творческая деятельность включает и репродуктивную, без которой она невозможна.

Страницы: 1 2


Производственные конфликты
Производственные конфликты – это специфическая форма выражения противоречий в производственных отношениях трудового коллектива. Производственные конфликты существуют на всех уровнях. Можно выделить следующие типы производственных конфликтов: I. Конфликты внутри малых производственных групп. Внутригрупповые конфликты возникают в малых ...

Анализ полученных результатов
Наблюдения показали, что даже в пределах одной возрастной группы имеются значительные расхождения в степени зрелости потребностно-мо-тивационной стороны сенсорно-перцептивной деятельности и резкие раз­личия в уровне сформированности операционально-технической стороны совершаемых детьми перцептивных, игровых и бытовых действий. В ходе н ...

Общение. Андреева Г.М. Место межличностного восприятия в системе перцептивных процессов и особенности его содержания
(Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г.М. Андреевой, А.И.Донцова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. С. 26-36) Начало исследований социальной перцепции в социальной психологии ознаменовало собой уточнение содержания этого понятия и с точки зрения составления своеобразного «перечня» социальных объектов, восприятие которых необходимо ...